АНО "Единство"

Волновые технологии воспитания и образования

Дидактическая игра «Спектральная мозаика»

 В условиях применения метода Кузнецовой Н.А. визуализации абстрактных понятий предлагается инновационная авторская разработка –   дидактическая игра «Спектральная мозаика» как эффективный инструмент формирования у взрослых и детей  визуальных образов духовно-нравственных, морально-этических  норм, правил, моделей, установок поведения.

Игра «Спектральная мозаика» разработана для индивидуальной и групповой работы со всеми возрастными категориями и является педагогическим инструментом резонансного согласования индивидуальных норм субъектов с социальными духовно-нравственными нормами и правилами. Практика показала эффективность использования этой игры для психолого-педагогической коррекции детей разных категорий по различным направлениям психокоррекционной работы.

Элементы игры (их цветоформы) созданы с учетом гармонизирующих свойств симметричных геометрических фигур и цветового спектра радуги. Разнообразные композиции, вариации плавного цветоперехода на элементах мозаики гармонизируют психоэмоциональное состояние, позволяют учитывать цветовые предпочтения всех субъектов, вызывая положительный эмоциональный отклик, создают благоприятные условия для психического развития ребенка.

Мозаика – создание изображения или узора из мелких элементов. Этот вид творческой деятельности человека существует с незапамятных времен. В современной мозаике отображается её многовековой опыт. Умение выкладывать узор из множества элементов имеет помимо эстетического и глубокий философский смысл, так как в нём отображается мировоззрение человека, работа его внутреннего мира. Жизнь человека состоит из множества взаимодействий, обстоятельств, которые он выстраивает (или не выстраивает) в единую картину, как элементы мозаики. Качество жизни зависит от того, насколько красивой получается эта картина, насколько проявлены в ней связи, порядок, симметрия, единство, какими цветами она окрашена.

Специально разработанные упражнения с применением игры «Спектральная мозаика» основаны на системе опорных образов Нормы, их психолого-педагогическом, духовно-нравственном аспекте, что позволяет актуализировать духовно-нравственный потенциал игры как ведущего вида деятельности ребенка. При работе со Спектральной мозаикой наилучшим образом сочетаются две различных, но одинаково необходимых способности человека: умение действовать по образцу (ориентация на норму) и умение создавать свой собственный образ (норму). В процессе работы с применением игры происходит улучшение цветоразличения и цветовосприятия, синхронизация межполушарных взаимодействий головного мозга, синхронизация работы всех видов анализаторов человека, развитие образного мышления, развитие психической деятельности и интеллектуальной (восприятие, мышление, воображение, эмоциональность, волевая регуляция), целеполагания, стремления к творчеству и самостоятельности.

Цель упражнений на основе игры «Спектральная мозаика»:

  • визуализация в образно-символической форме на высоком эстетическом уровне:

ü абстрактных понятий о базовых духовно-нравственных ценностях;

ü морально-этических норм и правил поведения;

ü принципов организации, функционирования живых систем;

ü алгоритмов, моделей успешного движения человека на принципах созидания;

  • формирование представлений о норме как многоуровневом, динамичном процессе повышения степени симметрии живой системы;
  • формирование представлений о не норме как многоуровневом процессе снижения степени симметрии живой системы;
  • синхронизация внутренних и внешних движений человека;
  • актуализация духовно-нравственного, творческого потенциала человека;
  • психологизация на духовно-нравственных принципах процессов жизнедеятельности человека;
  • актуализация чувства ритма, симметрии, порядка, связи, единства;
  • гармонизация и коррекция психоэмоционального состояния человека;
  • гармонизация и коррекция межличностных отношений.

 В процессе построения композиций из элементов мозаики нужно обращать внимание, что:

  • Создание красивой композиции требует проявления всё большей степени симметрии. В процессе построения композиции происходит увеличение в ней числа осей симметрии.
  • Плавный цветопереход придаёт динамику в восприятии композиции. Используйте вариант выкладки, при котором цвет плавно (непрерывно) как бы переходит (перетекает) из одного элемента мозаики в другой. Важно отмечать позитивную динамику в установлении симметрии и непрерывного цветоперехода в композиции.
  • Можно экспериментировать с фоном для композиции, менять его цвет и форму (круг, овал, квадрат и т.д.), как новое условие задачи. Вариации выполнения композиций бесконечны. Постарайтесь не повторяться, это свойство, присущее настоящим мастерам. Создавайте каждый раз всё новые, неожиданные варианты. Особенно понравившиеся варианты работ можно оставлять на некоторое время для любования или фотографировать, используя изображение в качестве заставок или панно.
  • Каждое упражнение имеет несколько уровней сложности, которые можно самостоятельно регулировать с учетом возрастных особенностей.
  • Помимо создания композиций можно выполнять графические упражнения: сначала нарисовать схему, а затем выстроить по ней композицию или наоборот.
  • Нужно научиться выполнять плавный цветоперехода при помощи цветных карандашей и красок. При этом достигать максимально плавного, зрительно неуловимого цветоперехода.

 

Дидактические игры-упражнения на основе игры

 «Спектральная мозаика»

(каталог «Спектральная мозаика»)

 

  1. Игра-упражнение «Плавный цветопереход» (стр. 7-9, 17)
  2. Игра-упражнение «Контраст»
  3. Игра-упражнение «Лепесток» (стр.3)
  4. Игра-упражнение «Круг» (стр. 4-6)
  5. Игра «Счет» (стр. 11, 12)
  6. Игра-упражнение «Радуга и цветы»
  7. Игра-упражнение «Радуга и фрукты» (стр.20)
  8. Игра-упражнение «Радуга и минералы»
  9. Игра-упражнение  «Цветок» (стр. 10, 13-16)
  10. Игра-упражнение «Норма или не-норма?» (стр. 10, 13-16)
  11. Игра-упражнение  «Цветок детско-родительских отношений» ( с.13-16)
  12. Игра-упражнение «Цветок семьи» (стр. 10, 13-16)
  13. Игра – упражнение «Цветок дружбы» (стр. 10, 13-16)
  14. Игра-упражнение «Цветок ФИО» (стр. 10, 13-16)
  15. Игра-упражнение «Цветок Родины» (стр. 10, 13-16)
  16. Дидактическая игра «Радужные парочки» (стр. 10, 13-16)
  17. Игра «Разрезные картинки» (стр. 18-20)
  18. Дидактическая игра «Радуга круглый год»
  19. Дидактическая игра «Радужная неделя»
  20. Дидактическая игра «Радужное время»