АНО "Единство"

Волновые технологии воспитания и образования

Волновая модель воспитания

Свет – базовый образ в воспитании и образовании

    В своем докладе академик РАО Фельдштейн Д.И. отметил, что «В отличие от учеников XIX и середины XX веков наши дети, прежде всего подросткового возраста, уже не считают, что «ученье — свет, а неученье — тьма», так как образование перестало быть проводником из невежества к высокой культуре и благополучию. Оно уже и не выполняет функцию «социального лифта», и не обеспечивает в необходимой степени позитивную социализацию растущих людей». Как заметил академик РАО В. П. Зинченко, «система нашего школьного образования многое “проходила” и переживала — “школу действия”, “школу труда”, “школу знания”, “школу сотрудничества”, при отсутствии, к сожалению, “школы бытия” и “школы смысла”» [68].

    Свет, без которого жизнь немыслима, лежит в основе жизнеобеспечения человека. Свет, как сакральный образ Блага, Единства, находит свое отражение в культурно-историческом наследии человечества, является ключевым в понимании человеком своей истинной природы. Неслучайно, впервые квантовые свойства материи были обнаружены физиками именно при исследовании излучения и поглощения Света [23].

    На разных исторических этапах образ Света используется для визуализации абстрактных базовых понятий, духовно-нравственных ценностей, образа Блага. Так, например,  Платон для понимания сущности Блага использует образ Света (солнца). Для нашего зрительного опыта, по Платону, необходимы три вещи: способность зрения и его орган, цвет зримого нами предмета и, наконец, самое важное — Свет, который позволяет нашему зрению увидеть цвет предмета, без этого солнечного Света никакого зрения не могло бы возникнуть.

    В Библии Свет представлен человеку многократно, в т.ч. в образе радуги как Завет (связь) между Творцом и человеком. Так, с помощью цветового спектра радуги (Света) была визуализирована норма (закон) гармоничных взаимоотношений. На протяжении тысячелетий визуальная основа различных аспектов Блага: истины, связи, единства, гармонии взаимоотношений формируется на основе образа Света и общеизвестных природных образов (звезда, луч света, сияние, радуга, семя, древо, цветок и т.д.).

    В XIX веке наука о Свете и цвете переживает период интенсивного развития. Она становится точной, системно базируется на фактах и экспериментах, пользуется достижениями смежных наук. С формированием научного понимания природы Света и цвета появляются возможности и необходимость рассматривать воспитание и образование на принципе природо- и культуросообразности как энергоинформационный процесс распространения и поглощения Света, как процесс просветления сознания человека.

    Педагогическая деятельность, направленная на актуализацию архетипа Света (К.Г. Юнг) в сознании человека, формирование сакрального образа Света (как образа Блага) с учетом современных квантовых представлений о мире, человеке и процессах его жизнедеятельности, позволяет тоньше воспринять их вибрационно-волновую, энергоинформационную природу.  Тем самым с необходимостью подводит к пониманию и принятию своего энергетического ресурса, творческого потенциала как Света, а направленности процессов своей жизнедеятельности, в т.ч. воспитания и образования – как естественного стремления к приумножению Света (Блага), Единства. При этом модель воспитания, методы и приемы работы, педагогический инструментарий формирующиеся на ее основе, должны быть ориентированы на природу Света и его основные характеристики с позиции современных научных исследований в области физики.

 Волновая модель воспитания

    В каждой семье существует модель воспитания, которая имеет энергоинформационную основу и формируется под влиянием множества внутренних и внешних факторов. Она может передаваться из поколения в поколение «по умолчанию». Человек –  член семьи является ее носителем. Однако этот факт далеко не всегда осознается им самим. Тем не менее, свойства данной модели могут в значительной степени определять духовно-нравственный и социокультурный уровень развития человека, уровень его взаимодействий. Конфликты любого уровня и масштаба есть, по большому счету, конфликт моделей воспитания, как следствие их противоречивости.

    Легко поменять одежду, из которой ребенок постепенно вырастает. Но не так-то просто сменить модель воспитания, если она стала «мала». Модель, ставшую ограничителем и поэтому уже не способную задавать ориентиры, но, однако, «впитанную с молоком матери». Всем известно, что не могут быть малы «одежды кожаные». Кожный покров обновляется, не ограничивая тем самым рост человека, его движения. Модель воспитания должна обладать такими же, живыми, свойствами. Она должна расти вместе с человеком, быть универсальной, а значит – иметь прочную духовно-нравственную (сакральную) основу. Это позволит ей вмещать (структурировать, обобщать) весь жизненный опыт человека (человечества), своевременно снимать противоречия, задавать новые ориентиры и стимулировать к (само)познанию.

    На современном этапе развития человечества степень непротиворечивости семейной модели воспитания, то есть соответствие духовно-нравственным нормам, законам и принципам, в значительной мере определяют успех, устойчивость развития общества и социализации в нем человека. Модель воспитания должна задавать духовно-нравственные ориентиры, формировать оптимальный (по линиям наименьшего сопротивленения) Путь движения к Истине, который у каждого человека, рода, общности уникален и неповторим.

   Для формирования универсального, визуального образа Волновой модели воспитания выбран достаточно широко распространенный в языках графический знак, символ – О, который и по сути, и по форме отображает волновую природу мира. Этот знак имеет устойчивую резонансную форму (две дуги-волны и две точки соприкосновения). В его написании показана симметрия волновых процессов, отображающая одно из фундаментальных свойств мира – его Причинность (что посеешь, то и пожнешь), цикличность и непрерывность перехода живой системы на новый уровень развития.

   В христианской концепции символ О отображает Образ и Подобие человека. В традиции православной иконописи он изображается в нимбе, над ликом Христа и означает «Слово». В языковом аспекте графический знак О рассматривается как пиктографический резонатор, руна-буква - О, достаточно широко распространенный в различных языках. В старославянском алфавите это буква «Он» [65], которая перешла из древнеегипетского алфавита. В современном русском алфавите это самая часто встречаемая в текстах буква «О», которая формой своей указала на важную для сознания человека связь (единство) Числа (Нуль) и Буквы. Таким образом, можно сделать вывод о том, символ, знак О проявил себя в тысячелетних метаморфозах Алфавита как устойчивый информационно-волновой процесс.

   «Л. С. Выготский выделял знак в качестве универсального средства, с которым всегда связано социально выработанное и удерживаемое в культуре значение. Знак — это то, что опосредствует натуральное и культурное, внешнее и внутреннее, субъективное и объективное. Не нужно доказывать, что все это есть пары противоположностей. Л. С. Выготский потому и придавал такое огромное значение знаку как средству психической деятельности, что знак есть конкретная, универсальная форма опосредствования противоположностей: он объективен в силу объективности своего значения и субъективен в силу того смысла, который выделяет в знаке субъект; он натурален как элемент природы и культурен как элемент социума; он внешний, так как имеет внешнюю материальную оболочку, и внутренний, так как отражается в психике ребенка. Л. С. Выготский выбрал знак как основание культурно-исторической теории развития высших психических функций» [7]

   Уникальная, волнообразная, гармоничная форма знака О, повторяющая форму Семени (зерна), позволяет применить ее при описании любого живого процесса, в любой отрасли научного знания и ее категориальном аппарате. Это говорит о том, что его суть проявлена во всех процессах жизнедеятельности человека. В физиологии через графическую форму знака О можно отобразить суть понятия «рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо» (приложение, рис. 135в), в психологии – генетическую задачу (по Л. С. Выготскому) (приложение, рис. 135), в генетике – волновой геном (Гаряев) [16], в физике – виды движения, явление резонанса, в ботанике – фотосинтез и т. д. до бесконечности. Совокупностью этих факторов и проявилась идея о принятии уникального, универсального графического знака О в качестве визуальной основы Волновой модели образовательно-воспитательного процесса (далее ВМВ) (приложение, рис. 138).

    Триадность – принцип существования человека отражен в ВМВ. Предлагается три этапа организации графического знака О на плоскости, что соответствует трем видам преобразования подобия в математике (в природе, внутренней и внешней работе человека): масштабирование, перенос, поворот (вращение). Первый этап – непосредственно сам знак О, как цикличный волновой процесс. Второй этап – матрица «Основа» (структура «соты), как единство множества цикличных волновых процессов. Третий этап – матрица «Цветок Жизни». Можно провести аналогию с тремя фазовыми переходами воды: жидкое, газообразное и твердое состояние, с посевом, прорастанием и созреванием зерна; с зачатием, развитием (беременность) и рождением человека.

    Три графических структуры (приложение, рис. 138), формирующие ВМВ, имеют сакральную основу и устойчивое резонансное состояние, гармоничную форму (в пропорции золотого сечения), отображают парадоксальную природу света, наглядно демонстрируют общее свойство Света, материи, проявляющееся на микроскопическом уровне, – корпускулярно-волновой дуализм. ВМВ отображает единство цикличного, непрерывного перехода живой системы с одного квантового уровня на другой.

    С точки зрения физиологии сознание человека, его способность тождественно отображать реальность, быть в резонансе с Миром связаны с работой нервной системы. В данном контексте графическое изображение дуги, соединяющей две точки в знаке О, указывает на функциональное соединение двух нейронов (нервных клеток), которые постоянно соединяются друг с другом, но никогда не срастаются (см. первый этап ВМВ). Это соединение принято называть простейшей рефлекторной дугой. Рефлекс – закономерная реакция живого организма на изменение внутренней или внешней среды, которая осуществляется при участии ЦНС в ответ на раздражение рецепторов. Но поскольку у рефлекса существует параллельный канал, который обеспечивает обратную связь (соотнесем его со второй дугой знака О), то принято говорить о рефлекторном кольце [57,69] (приложение, рис. 135в). Графическое изображение сотовой структуры отображает механизм цепного рефлекса. (И. П. Павлов) Третий этап ВМВ (графическая структура «Цветок») позволяет визуализировать единство, согласованность работы центральной и периферической нервных систем как необходимое условие тождественного отображения реальности и всестороннего здоровья человека.

    Таким образом, ВМВ, способная отобразить, выразить гармоничное трезвучие «Цвет – Форма – Звук», представляет собоймаксимально обобщенный, универсальный гармоничный визуальный образ – модель Нормы, отображающий инвариантность живой системы: геометрическую симметрию (положений, форм, структур) и физическую симметрию (физических явлений и законов природы);принципы организации, функционирования и эволюции живой системы.

    ВМВ проявляет (визуализирует) многоуровневую, многомерную, парадоксальную волновую природу и причинно-следственный характер взаимосвязей мира, человека и процессов его жизнедеятельности; принцип резонанса как красоты, подобия, связи, единства. Применение  данной модели в педагогической практике создает условия для резонансного согласования индивидуальных норм субъектов с социальными духовно-нравственными Нормами как необходимого условия гармоничного развития. Задает человеку жизненные ориентиры и пути движения к ним на духовно-нравственной основе.

    ВМВ визуализирована в знаково-символической форме разными эстетическими способами (природосообразные графические формы, цвет, звук). Функциональное назначение ВМВ: диагностическое, структурообразующее, воспитывающее, коммуникативное, регулирующее, контролирующее, информационное, развивающее, ориентационное, аналитическое, корректирующее, гармонизирующее, прогностическое.

    ВМВ материально реализована в виде наглядных пособий, дидактических игр, психографических упражнений, игрушек, аудио и видеоматериалов, компьютерных программ, с учетом возрастных возможностей человека. Отображение или воспроизведение с их помощью объекта исследования дает новый уровень информации об этом объекте, основанный на парадоксальной, непротиворечивой логике.

    ВМВ визуализирует и реализует принципы: природосообразности, культуросообразности, научности, иерархии, обратной связи, резонанса, (подобия, отображения), непрерывности и цикличности движения, единства живой системы.

    Работа с ВМВ, а также непротиворечивые образы, формирующиеся и визуализированные на ее основе, способствуют развитию у человека позитивного мышления и парадоксальной (многомерной) логики. Автор Теории оптимизма и практики позитивного развития профессор Е. Д. Кузнецов пишет: «Всегда возникает вопрос о критерии положительного мышления, то есть о том, какие мысли следует считать положительными. Здесь ключевым моментом, как мы считаем, является вера в существование Положительного Начала (ПН) во Вселенной. Его положительность заключается в том, что оно не только организует определенный порядок в Мире, но и поддерживает его существование, и в том числе существование и жизнь всех людей без исключения» [29]. Таким образом, родитель, воспитатель, педагог имеют возможность давать (визуализировать) ребенку общечеловеческие универсалии,  имеющие сакральную основу, формировать культуру мышления, активно содействовать развитию и укреплению веры в Положительное Начало с самого раннего возраста (вне зависимости от вероисповедания).

   Со временем, по мере движения человека в познании, происходит структурированное смысловое наполнение Волновой модели воспитания: наполнение формы сутью (матричный подход). Создаются условия для установления межпредметных связей. На междисциплинарной основе организуется единое семантическое информационно-образовательное пространство между участниками образовательно-воспитательного процесса (между родителем и ребенком, в частности). Таким образом, предлагаемая Волновая модель, отображая единство многообразия окружающего мира, и внутреннего мира человека, помогает «создать логический порядок в опыте и попытаться, исходя из общих принципов, понять его» [18].

   Важно, что в современных условиях постоянно меняющейся поликультурной среды, применение Волновой модели воспитания в значительной мере способствует формированию межличностной, социальной и национальной толерантности. Данная модель воспитания практически не имеет языковых ограничений и применима для занятий на любом языке.