АНО "Единство"

Волновые технологии воспитания и образования

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРИЗНАКИ ДЕНЕЖНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

    Отсутствие упорядоченного визуального образа денежной системы приводит к фрагментарному, противоречивому восприятию денег, которое, как правило, берет свое начало в семье. Часто повторяющиеся у родителей состояние тревоги, чувство страха остаться без денег, стать не платежеспособным (при любом уровне достатка) делает взрослых и их детей несвободными, финансово зависимыми, вынуждая в дальнейшем пренебрегать фундаментальными, базовыми ценностям и ориентироваться на потребительскую модель поведения.

    Наблюдая за неграмотным (противоречивым) финансовым поведением родителей, дети начинают воспринимать его как норму жизни. Несмотря на то, что темы, касающиеся денег, вызывают у них повышенный интерес, им становится трудным или невозможным осознать и принять законы, освоить правильные модели взаимоотношений в мире финансов, а самое главное понять, почему деньги являются источником проблем и конфликтов в семье, если они всегда нечто желаемое и жизненно необходимое. Родитель, ежедневно транслирующий ребенку всеми возможными вербальными и невербальными средствами свое противоречивое понимание денег и денежных отношений, затрудняет формирование предпосылок духовно-нравственных качеств его личности и основ будущей финансовой успешности.

    Так, например, родители, информирующие ребенка о том, что денег в семье нет или «совсем мало осталось», ссылаясь, каждый раз только на внешние обстоятельства и трудности, затрудняют формирование у него навыка установления причинно-следственных связей вообще и в сфере денежных отношений в частности. Взращивая в нем страх, неуверенность в будущем, неверие в справедливость, в закономерность, в причинность окружающего мира, взрослые формируют у ребенка ложное представление, что можно хоть сколько стараться, учиться, трудиться, но при этом все равно не получить желаемого.

    Этим самым у детей провоцируется безынициативность и безответственность, затрудняется формирование мотивации на непрерывное и постепенное развитие своего творческого потенциала, на повышение уровня своего мастерства как необходимого условия увеличения жизненных благ, создаются условия для формирования зависимой позиции в отношении денег. Ребенок не соотносит причинно-следственную связь «что посеешь, то и пожнешь» со связью «труд – благополучие». Это проявляется в том, что дошкольники и школьники часто он не могут дать ясный ответ на вопрос, где и кем работают родители, за какие профессиональные навыки им выплачивают денежные средства, как может влиять поведение человека, его отношение, поступки на размер его заработной платы и проч.

    Кроме того, практика показывает, что мало кто из педагогов и родителей обращает внимание детей, в контексте нравственного воспитания н связь, существующую между понятиями «достоинство человека» и «достоинство денежного знака», несмотря на то, что эта категория

закреплена законодательно в том и в другом случае. Этим самым усугубляется ситуация непонимания истинной сути денег и денежных отношений, которое приводит к их противоречивому восприятию: с одной стороны, это нечто желаемое и жизненно необходимое, а с другой – источник проблем, конфликтов.

    В результате детям трудно воспринять естественным образом и признать как проявление нормы жизни:

* деньги как орудие творческого труда, инструмент формирования духовно-нравственных качеств личности человека, преобразования окружающего мира, а не конечной цели трудовой деятельности человека.

* взаимозависимость красоты человеческих отношений и денежного достатка человека;

* прямую связь между понятиями: «достоинство человека, его достойные поступки, отношения» и «достоинство денежного знака»;

* денежную единицу как показатель трудолюбия, мастерства человека и его отношения к личному времени;

* позитивно труд как необходимое условие благополучия человека, семьи, государства;

* зарплату как плод труда и самосовершенствования человека;

* прямую связь между уровнем мастерства, красотой, пользой труда и уровнем заработной платы человека;

* необходимость экономии внешних ресурсов и актуализации внутренних при достижении конкретных целей

    Большую часть вышеперечисленных признаков денежной зависимости у детей можно наблюдать и у старшего поколения. Она же нередко обуславливает возникновение прочих форм зависимых состояний человека. Родители, имеющие высокий уровень денежной зависимости, чаще всего воспринимаются ребенком как единственный источник его материальных благ. Со временем, по мере роста ребенка и его потребностей, это приводит к укреплению потребительской позиции, усилению психоэмоциональной и финансовой нагрузки на родителей и возникновению семейных конфликтов на финансовой почве. Далее первые социальные взаимодействия ребенка, контакты со сверстниками и взрослыми чаще всего усиливают уже существующие у него противоречия в понимании денег и, соответственно, денежную зависимость, что в дальнейшем затрудняет процессы самоопределения, выбора профессии и/или трудоустройства.

    Поддержка родителем ребенка, укрепление его веры в собственные возможности, объективная оценка ситуаций и поведения ребенка с учетом причинно-следственного характера взаимоотношений, мотивирование на новые достижения и поддержание оптимистического настроя в ситуации неуспеха являются лучшей профилактикой денежной зависимости. Родитель, реализующий такую жизненную позицию, становится всегда востребованным и неиссякаемым источником жизненно необходимых для ребенка духовных благ (взаимоуважение, взаимопомощь, взаимопонимание,

взаимоприятие, согласие, дружба, любовь, единение), которые невозможно заменить никакими материальными ценностями.

    При этом объективная самооценка родителя (со всеми плюсами и минусами), осознание и искреннее признание своего реального уровня взаимодействия с деньгами становится надежной основой партнерских отношений в семье, снижает у ребенка категоричность суждений о себе и родителях, вызывая уважение и доверие. Принципиально важно осознание взрослыми факта наличия у себя определенного уровня денежной зависимости и принятие ее как персональной задачи самосовершенствования. Выражая свое желание и готовность к внутренним и внешним преобразованиям, а также подкрепляя их конкретными действиями, взрослый снимает у ребенка тревожность, показывает пример работы над собой и позитивные жизненные перспективы.

    Таким образом, открывая детям путь к финансовой независимости, важно трактовать им финансовые ситуации, как механизм активизации потенциала человека, коллектива, общества как необходимость непрерывно двигаться в развитии, а также честно показывать свои собственные действия (или бездействие) в данном направлении. Прозрачность модели финансового поведения взрослых, семейного бюджета создает условия для установления партнерских отношений между взрослыми и детьми, что позволяет уже в детстве воспринять деньги как орудие труда по преобразованию, совершенствованию мира, человека и его отношений, а не как его конечную цель. Кроме того, родителям важно развивать у детей способность осознанно достигать целей с минимальными затратами, для формирования навыка экономии внешних ресурсов за счет актуализации внутренних. В совокупности все эти факторы создают благоприятные условия для профилактики денежной зависимости и прочих форм зависимых состояний.

    Для реализации системного подхода в вопросах повышения финансовой грамотности и профилактики и коррекции денежной зависимости предлагается метод Кузнецовой Н.А. визуализации абстрактных понятий. Это метод позволяет на самых ранних этапах воспитания формировать у детей на принципе природосообразности и доступности универсальный визуальный образ денежной системы РФ и правильно расставлять акценты, так чтобы значение денег не переоценивалось, а в иерархии жизненных ценностей первостепенное значение имели духовно-нравственные ценности.