АНО "Единство"

Волновые технологии воспитания и образования

ОПОРНЫЙ ОБРАЗ НОРМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ

Для решения  педагогических задач  специальной (коррекционной) школы в условиях  ФГОС предлагается инновационный проект «Единство», реализующий Волновые  технологии воспитания и обучения, основанные на понимании единой волной природы мира, человека и процессов его жизнедеятельности, состояний, отношений.  

Данные технологии, направлены на формирование морально-этических норм, правил поведения и гармонизацию  психоэмоционального состояния детей с разным уровнем физического и интеллектуального развития. Для этого в практике педагогического взаимодействия с обучающимися  используется  метод Кузнецовой Н.А. визуализации абстрактных понятий с применением системы универсальных  опорных образов Нормы.

Опорный образ Нормы представляет собой общеизвестный и общепризнанный, гармоничный природный образ-модель объективной реальности (радуга, семя, цветок, дерево и т.д.) и демонстрирующих принципы организации, функционирования и развития живых систем. В данную систему входит  восемь, взаимосвязанных по смыслу опорных образов Нормы и нескольких производных от них[1].

Система опорных образов Нормы

 

 Опорный образ Нормы

 1

 Цветовой спектр радуги

 2

 Семя

 3

 Цветок

 4

 Древо

 5

 Созревание

 6

 Соты

 7

 Сфера

 8

 Чаша

Метод Кузнецовой Н.А. визуализации абстрактных понятий эффективно используется для психолого-педагогической коррекции детей разных категорий по различным направлениям психокоррекционной работы: развитие психических процессов (внимание, память, мышление), обогащение представлений об окружающем мире, развитию активного словаря, коррекции межличностных отношений, включая детско-родительские. В зависимости от целевой установки педагога опорный образ Нормы выступает как способ, инструмент:

  • формирования духовно-нравственных качеств обучающегося;
  • гармонизации его психоэмоционального состояния и межличностных отношений (в том числе детско-родительских);
  • визуализации и согласования индивидуальных норм субъекта с социальными духовно-нравственными, морально-этическими нормами;
  • формирования единого открытого семантического информационно образовательного пространства с единой системой ценностей, нравственных ориентиров, прав и обязанностей для всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (родитель – ребенок – педагог).

Алгоритм работы с опорным образом Нормы позволяет педагогу раскрыть обучающимся причинно-следственный, духовно-нравственный и психолого-педагогический аспекты хорошо знакомых природных явлений, а затем помочь осуществить перенос их свойств на процессы жизнедеятельности, состояния человека и  сферу межличностных отношений. В результате становится возможным визуализировать  в доступной для понимания ребенка образно-символической форме абстрактные понятия о базовых  духовно-нравственных ценностях (отношения, связь, дружба, порядок, взаимоуважение, взаимопомощь, благодарность, единство и т.д.). Таким образом, педагог вводит обучающихся в мир универсалий (образы, понятия, алгоритмы поведения, позитивные установки), одинаково актуальных как на этапе дошкольного, школьного, так и профессионального образования.

В процессе демонстрации педагогами  на междисциплинарной основе опорных образов Нормы обучающийся  имеет возможность многократно одновременно видеть и слышать  нормы, алгоритмы, модели поведения, (а также возможные варианты не-нормы и способы их преобразования),  что помогает их освоению, переводу в знания, навыки и привычки поведения личности;  неуклонному их соблюдению, слиянию мыслей, взглядов ребенка с его конкретными делами и поступками.

Поддержка процесса обучения в условиях коррекционной школы эстетичными визуальными образами норм (ситуаций, явлений, процессов) повышает сосредоточенность обучающихся, их способность концентрировать  и удерживать внимание в течение все более длительного промежутка времени, что положительно влияет на все сферы их развития (в том числе  на кратковременную память).

Важно, что опорный образ Нормы  в качестве зрительной подсказки-стимула,  позволяет устанавливать положительный эмоциональный контакт между педагогом и обучающимся, обеспечивает включенность ребенка в  процесс обучения. Систематическая коррекционно-воспитательная работа с применением визуализированных норм и правил поведения способствует формированию духовно-нравственного иммунитета обучающихся против негативных влияний, устойчивости поведения в любых  изменяющихся условиях.

В процессе бесед, игр и упражнений педагог использует дидактическую игру «Спектральная мозаика»,  особенностью которой является наличие:

ü гармоничных, природосообразных форм элементов

ü полного диапазона цветового спектра на элементах

ü плавного перехода одного цвета в другой  на элементах мозаики,

что позволяет, учитывая цветовые предпочтения каждого обучающегося,  улучшать межполушарные связи головного мозга, создавая  дополнительные благоприятные условия для лучшего усвоения материала.

Практика показала, что значительно повышается эффективность работы при использовании педагогом опорных образов Нормы в процессе общения с обучающимися, растущими в условиях родительской депривации (дети-сироты, дети из неблагополучных семей и т.д.). Как правило, они болезненно реагируют на темы семейных взаимоотношений, часто проявляют категоричность суждений в отношении взрослых и сверстников, неохотно идут на контакт или отказываются от общения, замыкаются. Педагогу не всегда удается эффективно осуществлять коррекцию искаженных представлений о межличностных отношениях. При этом нередко  сам специалист испытывает нравственные затруднения в процессе педагогического общения.

 В работе с опорными образами Нормы у педагога появляется возможность деликатно,  тактично,  в занимательной и доступной для понимания  форме визуализировать данной категории обучающихся модели нормы и не-нормы межличностных, в том числе  семейных отношений. Удается, не травмируя их психику и не усугубляя психологические травмы, опосредованно вести коррекцию эмоционально-волевой сферы. При этом опорные образы Нормы выступают одновременно в нескольких функциях: структурообразующей, регулирующей, контролирующей, информационной, аналитической, корректирующей, гармонизирующей, оздоравливающей, прогностической.

В процессе специально разработанных тематических бесед, упражнений педагог обращает внимание обучающихся на один из опорных образов Нормы, на визуализированные различия и взаимосвязи его структурных элементов.  Ребенок  не просто пассивно воспринимает готовую информацию, передаваемую ему, а размышляет, высказывает свою точку зрения, обосновывает, приводит примеры, исследует, наблюдает и  совместно с педагогом делает выводы. Педагог задает  вопросы, ответы на которые обеспечивают обучающимся ситуацию успеха и при   этом  обязательно способствуют расширению, углублению его представлений о данном природном образе (радуга, семя, цветок, древо и т.д.), его свойствах,  закономерностях его развития и его взаимосвязи с другими природными явлениями.

Затем с помощью педагога  осуществляется перенос выявленных (визуализированных) свойств опорного образа Нормы  на процессы жизнедеятельности человека, его личностное развитие, на нормы и правила его поведения. Таким образом, формируется визуальная основа для понимания ими и принятия  в  качестве доминанты морально-этических норм и правил поведения. Обучающиеся научаются конструктивному взаимодействию с взрослым и сверстниками в процессе совместной деятельности, что способствует развитию коммуникативных навыков, как необходимого компонента учебной деятельности на этапе школьного образования.

Так, например, с помощью опорного образа Нормы «Цветок» визуализируется целостный образ гармоничной системы отношений человека «Цветок отношений»,  центр которого символизирует  духовно-нравственную категорию, идею мира, единства, а лепестки – субъектов взаимодействия: образы нормы и не-нормы поведения при межличностном взаимодействии. На основе  опорного образа Нормы «Сфера» (Мой путь мастера) у детей формируется и визуализируется  целостное представление об этапах социализации  современного человека как необходимых условий его успешности.

На основе опорного образа Нормы «Созревание»  на примере созревания плодов формируется и визуализируется постепенность,  цикличность, парадоксальность развития живых процессов, в том числе процессов жизнедеятельности человека, его личностных качеств, повышения уровня мастерства. Выполнение текущих обязанностей показывается как необходимое условие получения новых прав и раскрытия новых возможностей человека.

Для повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса предлагается  размещение в образовательной среде школы наглядных пособий с изображением опорных образов Нормы. Наблюдения педагогов показывают, что многократно повторяющийся эффект узнавания воспитанниками и обучающимися предлагаемых универсальных опорных образов Нормы при междисциплинарном подходе, в новых контекстах, на последующих этапах обучения создает обучающимся зону психологического комфорта, является стабилизирующим фактором их психоэмоционального состояния. Работа с применением опорных образов Нормы включает в себя проведение различных мероприятий: беседы, игры, упражнения, раскраски, чтение и т.д., что  способствует закреплению, усвоению новых знаний.

Опыт работы показывает, что метод Кузнецовой Н.А. визуализации абстрактных понятий с применением системы опорных образов Нормы в образовательно-воспитательном процессе значительно облегчает решение педагогических задач, улучшает психоэмоциональное состояние педагогов, создавая условия для профилактики и коррекции профдеформации и эмоционального выгорания.

  У обучающихся формируется универсальная, визуальная основа для более ясного понимания и запоминания абстрактных понятий о базовых общечеловеческих ценностях, нормах и правилах поведения; в большей степени происходит развитие психических процессов (память, внимание, наглядно-образное мышление, речь и др.), что значительно облегчает  усвоение обучающимися новых норм и правил на последующих этапах образования. У детей возрастает уровень рефлексии, происходит коррекция межличностных отношений, повышается степень согласованности индивидуальных норм с социальными духовно-нравственными нормами. В совокупности все эти факторы создают благоприятные условия для развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его позитивной адаптации и социализации.