АНО "Единство"

Волновые технологии воспитания и образования

АКТУАЛЬНОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ ВОЛНОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Одной из ключевых задач современной государственной семейной политики является повышение эффективности социальной поддержки семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствие со ст. 123 Семейного Кодекса РФ основными формами семейного устройства считаются усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья. Психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью, является важным аспектом деятельности по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая подготовка необходима для снижения риска возникновения в дальнейшем проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе жестокого обращения с детьми, причинения вреда их жизни и здоровью, а также возвращения (изъятия) детей из семьи, что само по себе является травмирующим обстоятельством для ребенка.

С целью создания условий для эффективного психолого-педагогического сопровождения и успешной социальной адаптации семьи на базе ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 5» организована «Школа приемных родителей». Опыт совместной с АНО «Единство»  практической деятельности выявил следующие трудности в процессе работы с кандидатами в приемные родители:

-                   Чаще всего потенциальными приемными родителями игнорируется причинно-следственный аспект и духовно-нравственная основа приемного родительства, зато представления о кровном родительстве необоснованно идеализируются.

-                   Зачатие, беременность и роды рассматриваются как гарант успеха в становлении гармоничных детско-родительских отношений. Поэтому потенциальный приемный родитель уже на подготовительном этапе (в процессе поиска ребенка) снижает свою самооценку, не давая себе права на ошибки. Вызывая у себя предощущения трудностей, программирует ситуации неуспеха во взаимодействии с будущим ребенком.

-                   Находясь под влиянием мифов (неосознанных негативных представлений, установок) приемного родительства, потенциальные родители лишают систему «Родитель – ребенок» духовно-нравственной основы, задают изначально неверный тон в отношениях (с негативным акцентом: страх, сомнение, тревога, недоверие) уже на начальном этапе. Мифические представления приводят на этапе поиска и оформления документов к развитию и усилению страха: «Я возьму не того, не своего ребенка». В последующем это проявляется сомнениями по поводу правильности сделанного выбора, по поводу своих возможностей.

-                   Все это приводит к тому, что у кандидатов в приемные родители не формируется твердая, уверенная позиция в понимании приема ребенка в семью. Они подходят внутренне не готовыми (не созревшими) к моменту встречи с ребенком. В дальнейшем это обессиливает родителя, приводит к неустойчивости, деформации его эмоционально-волевой и мотивационной сфер в процессе взаимодействия с детьми, выросшими в условиях родительской депривации, затрудняет коррекцию эмоциональных и поведенческих стереотипов, синдрома социального сиротства, выработанных у них в неблагоприятных обстоятельствах.

-                   Довольно часто у кандидатов в приемные родители отсутствует объективность в понимании, принятии своего собственного  генофонда и генофонда будущего приемного ребенка. Формируется предвзятое отношение к генофонду будущего ребенка, негативное отношение к его родителям. Возможности генофонда приемного ребенка воспринимается однозначно –  в контексте недостатков его кровного родителя. Только понимание с позиций современных научных достижений волновой природы окружающего мира, человека, его генофонда позволяет приемному родителю понять, осознать что из этой «кладези» ничего не появляется случайно: ни у приемного ребенка, ни у приемного родителя.

-                   Кроме того, значительное влияние на формирование привязанности ребенка к родителю оказывают социокультурные, половозрастные и прочие различия, объективно существующие между субъектами, которые приводят к разному пониманию ими норм, правил, к значительному увеличению в процессе взаимодействия психологических травм приемного родителя и ребенка, приводящего к резкому увеличению личностных деструкций субъектов, усилению конфликтов, вплоть до повторного отказа от ребенка [5].

Все это затрудняет процесс согласования индивидуальных норм субъектов с социальными духовно-нравственными нормами, приводит в дальнейшем к дезинтеграции, деградации системы «Приемный родитель – ребенок». В связи с этим гармонизация образа межличностных отношений у детей с родителями (приемными или биологическими) является одной из основных задач поддержки приемных семей. Поэтому возникла необходимость поиска и внедрения новых форм, методов работы по подготовке приемного родителя и ребенка к проживанию в условиях замещающей семьи.

В рамках данной статьи представлен опыт совместной с АНО «Единство»  работы Школы приемных родителей по инновационному проекту «Единство» (автор Кузнецова Н.А.), основанному на Волновой концепции воспитания [4], где процесс построения межличностных взаимодействий, включая отношения приемного родителя и ребенка, рассматривается с точки зрения причинно-следственного характера и единой информационно-волновой природы мира, человека, процессов его жизнедеятельности и межличностных отношений, с позиций явления резонанса.

Универсальность Волновых технологий воспитания (далее – ВТВ) позволяет осуществлять работу одновременно с тремя субъектами образования[5].

 

 

Применение Метода визуализации абстрактных понятий

 как условие повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения субъектов детско-родительских отношений

 

Новизна работы по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в семью приемного ребенка, заключается в том, что в практику построения гармоничных межличностных отношений, включая детско-родительские, вводится система опорных образов Нормы, представляющих собой общеизвестные, природные образы-модели объективной реальности, демонстрирующие основные закономерности, принципы организации, функционирования и развития живых систем [5].

С помощью опорных образов Нормы и матриц визуализации на их основе (приложение 1, 2), всем субъектам образовательных отношений (кандидату в приемные родители, ребенку и педагогу) в процессе специально разработанных бесед, игр, упражнений, тренингов раскрывается причинно-следственный, духовно-нравственный и психолого-педагогический аспекты гармоничных явлений, объектов природы, а затем осуществляется перенос их свойств на процессы жизнедеятельности, состояния человека и  сферу его отношений, включая взаимоотношения между приемным родителем и ребенком. Алгоритм педагогической деятельности  с применением опорных образов Нормы позволяет формировать и визуализировать всем субъектам в доступной образно-символической форме:

-                   абстрактные понятия базовых духовно-нравственных ценностей (отношения, дружба, взаимопомощь, благодарность, согласие, толерантность, единство и проч.).

-                   ключевые понятия современного педагогического категориального аппарата (типы образовательных отношений, принципы образования, стили воспитания, педагогическая задача, преемственность, профдеформация, стагнация и проч.).

-                   модели, алгоритмы гармоничных отношений, установки позитивного взаимодействия субъектов.

-                   общечеловеческие универсалии (образы, понятия, алгоритмы, модели поведения, позитивные установки), одинаково актуальные как в личной, так и в профессиональной сфере деятельности субъектов

Такая визуальная основа способствует гармонизации психоэмоционального состояния субъектов, формированию единого семантического информационно-образовательного пространства с системой единых ценностей для всех субъектов, созданию условий для осуществления адекватного выбора ребенком и родителем модели поведения. Важно, что приемному родителю и ребенку визуализируются универсалии, одинаково актуальные как на этапе дошкольного, школьного, так и профессионального образования. Все это позволяет вести системный подход по профилактике и нейтрализации синдрома социального сиротства, формировать и развивать у субъектов навык осознанной сонастройки с красотой, гармонией окружающего мира с целью  установления резонанса в отношениях, в его положительном проявлении как связи, взаимопонимания, единства и создает благоприятные условия в процессе подготовки родителя и ребенка к совместному проживанию.

Работа с детьми с применением опорных образов Нормы включает проведение различных мероприятий: специально разработанные беседы, игры, упражнения, раскраски, чтение и т.д., что способствует закреплению, усвоению знаний и навыков поведения.

Приведем несколько примеров…

Работа с родителями и педагогическим коллективом включает в себя:

-                   Организацию и проведение образовательных семинаров, мастер-классов и тренингов (обучающих курсов) по программе «Профилактика синдрома социального сиротства у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством гармонизации образа детско-родительских отношений».

-                   Сопровождение педагогов в процессе проведения учебных занятий (методическая поддержка, предоставление наглядных пособий и раздаточных материалов), индивидуальное консультирование.

-                   Создание видеотеки, просмотр и анализ видеозаписей бесед с детьми с применением опорных образов Нормы для понимания, конкретизации действий взрослого по установлению резонанса в его положительном проявлении в процессе взаимодействия «взрослый – ребенок».

 

Результаты реализации Волновых технологий

в процессе поддержки семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Наблюдения специалистов Школы приёмных родителей и отзывы лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, позволяют отметить, что использование в работе системы опорных образов Нормы оказывает положительное влияние на развитие психических процессов у детей-сирот. Создаются условия для возникновения соподчинения мотивов: преобладание обдуманных действий над импульсивными, поведение ребенка опосредуется определенными представлениями, правилами (произвольность поведения). У детей формируются предпосылки нравственных качеств и визуализированы первоначальные представления о морально-этических нормах и правилах поведения, основанных на духовно-нравственных принципах. Дети в коммуникативной деятельности активно применяют ключевые слова, связанные с опорными образами, понятия определяющие базовые ценности,  проявляя определенную степень осознанности в своих высказываниях; могут самостоятельно, в различных видах деятельности, воспроизводить в образно-символической форме модели гармоничных межличностных отношений. В результате, они имеют первичные навыки положительного восприятия гармоничных детско-родительских отношений (в т.ч. в замещающих семьях). Большинство из них способны самостоятельно осуществлять перенос свойств и качеств опорных образов Нормы на качества личности человека, его состояния, сферу взаимоотношений и процессов жизнедеятельности, анализировать свои действия, поступки и вносить необходимые коррективы.

Таким образом, осуществляется профилактика социального сиротства и гармонизация образа межличностных отношений у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в. т.ч. с ограниченными возможностями здоровья). Необходимо отметить, что в результате использования в работе ВТВ наблюдается увеличение числа охвата детей семейными формами устройства и отсутствие возвратов в детский дом детей, ранее устроенных в замещающие семьи.

Результаты включения ВТВ и формирования единой визуальной основы в системе отношений «взрослый – ребенок» в процесс поддержки семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обобщены и представлены в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области в  форме аналитических отчетов [6,] и видеоматериалов: DVD-диск «Мир глазами ребенка» и DVD-диск «Циклы бесед с детьми с применением опорных образов Нормы»), которые являются уникальным пособием для всех субъектов взаимодействия (дети, педагоги, родители (биологические замещающие). В результате просмотра видеозаписей бесед отмечается повышенная степень рефлексии, как у педагогов, так и у родителей. При просмотре видеоуроков (занятий) в группах для детей отмечается повышение заинтересованности в изучаемом материале, способность самостоятельного установления логических связей и снижение психологического дискомфорта. С целью закрепления полученного материала и облегчения адаптационного процесса в новой семье, по индивидуальному запросу  видеозаписи уроков передаются детям и их замещающим родителям в личное пользование.

При работе с педагогическим коллективом знакомство с методами и приемами ВТВ, с системой опорных образов и явлением резонанса в его положительном или отрицательном значении в образовательном процессе и в межсубъектных взаимодействиях вызвало понимание и приятие у педагогов, способствовало структурированию их личного и профессионального опыта. Понимание механизма и условий возникновения резонанса (значительного, спонтанного усиления) психологических травм педагога и ребенка и его негативных последствий, в еще большей степени мотивировало педагога на реализацию в педагогическом общении субъект-субъектного типа отношений и личностно-ориентированного подхода в образовательно-воспитательном процессе, углубило представления о явлении «сиротство», «синдром социального сиротства», о педагогических нормах и задачах в работе с детьми-сиротами. Педагоги отметили, что повысилась эффективность проведения занятий, снизился уровень конфликтности в коллективе и внутри группы, у субъектов появилась возможность самодиагностики и самокоррекции на визуальной основе.

Работа с кандидатами в приемные родители с применением ВТВ позволила организовать более эффективное взаимодействие с гражданами, желающими принять на воспитание в семью ребенка-сироту и ребенка, оставшегося без попечения родителей. В результате родители выразили свою заинтересованность и положительное отношение к предлагаемым подходам, а также желание внедрять их в семейную практику.

Наблюдения показали, что применение системы опорных образов Нормы позволяет повысить компетентность приемных родителей, выявить и преобразовать основные ошибки, возникающие в результате влияния мифов приемного родительства, нейтрализовать, снизить степень влияния мифических представлений и осуществлять профилактику резонанса психологических травм приемного родителя и ребенка.

Когда до родителя доводится с научной точки зрения, с позиций физики волновой энергоинформационный аспект детско-родительских отношений, то процессы установления привязанности и адаптации проходят намного быстрее и легче, поскольку создаются условия для формирования духовно-нравственной основы, духовной близости в отношениях. Такая позиция снимает сомнения, противоречия, придает силы, вдохновляет приемного родителя в далеко не простой работе по преобразованию у ребенка последствий родительской депривации, укрепляет, одухотворяет их детско-родительские отношения. Повышается самооценка и уверенность в своих силах. Уходят сомнения, самобичевание, происходит принятие ситуации, понимание истинной ценности, закономерности и необходимости встречи именно этого приемного родителя и именно этого ребенка. У многих кандидатов в приемные родители снижается уровень тревожности за «непредсказуемый», неблагополучный генофонд. Они отказываются от намерения хранить тайну усыновления. Это характеризуется как повышение степени готовности к осознанному приемному родительству и снижение вероятности повторного отказа от ребенка.

В результате применения в работе ВТВ, потенциальные приемные родители уверяются в тотальности проявления и значимости детско-родительских отношений, в необходимости получения новых знаний по воспитанию, в большей степени проявляют оптимистический настрой и веру в успех приемного родительства, готовность и желание применять полученные знания в отношениях с будущим ребенком; подтверждают, что система опорных образов Нормы поможет им в будущем формировать единое смысловое поле с ребенком, привлечь его внимание к главным человеческим ценностям и формировать духовно-нравственную основу в семейных отношениях. Данный системный подход создает благоприятные условия в процессе подготовки к приемному родительству, обеспечивая педагога и родителя универсальным педагогическим инструментарием, с помощью которого становится возможным вести у ребенка опосредованно, не усугубляя  психологических травм, коррекцию представлений о «норме» и «не норме» в межличностных отношениях.

Таким образом, применение ВТВ,  метода визуализации абстрактных понятий, базовых ценностей с применением системы опорных образов Нормы в процессе поддержки   семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома обеспечивает   опору субъектов в системе отношений «взрослый –  ребенок» на единые согласованные нормы, что  позволяет эффективно вести резонансное согласование (сонастройку) их индивидуальных норм с социальными духовно-нравственными нормами, активизировать внутренние ресурсы и творческий потенциал семьи, создавая благоприятные условия для  адекватной адаптации и социализации.