АНО "Единство"

Волновые технологии воспитания и образования

         В муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 18 функционирует 13 групп с общим количеством детей 255 человек. Из них 10 групп имеют общеразвивающую направленность и 3 группы с оздоровительной направленностью для детей, имеющих диагноз  «аллергодерматоз».

 

 Образовательно-воспитательный процесс осуществляет 18 педагогов. В 2014году 60 % педагогов прошли курсовую подготовку по вопросам реализации ФГОС дошкольного образования.

         В условиях реализации принципа  личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей и признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательного процесса в соответствии с  федеральным государственным образовательным  стандартом (п. 1.2; 1.4)  актуальна задача  формирования педагога, готового к реализации субъект-субъектного типа отношений в работе с детьми, в т.ч. с особыми образовательными потребностями (в соответствии с требованиями ФГОС и ФЗ).

Для решения задач повышения уровня профессиональной компетентности педагогов используются различные формы работы: участие педагогов в конференциях на различных уровнях;  Советы педагогов; консультации информационного характера; семинары; мастер-классы; методические выставки и т.д.

В качестве одной из важнейших составляющих  профессиональной компетентности является способность педагога самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Большие возможности для этого предоставляет интернет – пространство. Педагоги самостоятельно выбирают в каких мероприятиях им предпочтительней, интересней участвовать: различные конкурсы всероссийского уровня, представление опыта работы на интернет – фестивалях, участие воспитанников в различных творческих интернет – конкурсах, создание электронного портфолио, личного методического кабинета и т.д

       С 2011 года на основании договора о социальном партнерстве с автономной некоммерческой организацией реализуется инновационный проект «Единство» (автор Н.А. Кузнецова).

Новизна проекта в том, что в работе со всеми субъектами, включая педагогов и специалистов, используется Метод Кузнецовой Н.А. визуализации абстрактных понятий.

В практику построения образовательных отношений различных видов и уровней, а также для организации повышения профессиональных и личностных качеств педагогов вводится система опорных образов Нормы.

Опорный образ Нормы  -общеизвестный и общепризнанный гармоничный природный объект,  модель объективной реальности, демонстрирующая универсальные принципы, закономерности организации и развития живых систем. С его помощью  педагогу раскрывается причинно-следственный, духовно-нравственный и психолого-педагогический аспекты хорошо знакомых природных явлений, а затем осуществляется перенос их свойств на процессы жизнедеятельности (включая сферу профессиональной деятельности), состояния человека и  сферу межличностных отношений.

         Так с помощью опорных образов Нормы возможно визуализировать:

  • Ø абстрактные понятия  базовых духовно-нравственных ценностей
  • Ø ключевые понятия современного педагогического категориального аппарата
  • Ø модели образовательных отношений, установки позитивного взаимодействия

Поскольку человек около 80% информации воспринимает через зрительный канал, то такая визуальная основа повышает эффективность работы с педагогом.

Приведем несколько примеров.

 Представляем опорный образ Нормы «Созревание», наглядное пособие «Мы растем, мы созреваем!», на котором изображен процесс созревания помидора в виде спиралеобразного ряда из 12 плодов, отличающихся по степени зрелости, цвету и размеру. С его помощью на обучающих семинарах у педагога формируется  более тонкое понимание причинно-следственного характера связи «Семя – плод»,  закономерностей  процесса созревания плодов – это постепенность, непрерывность, цикличность и парадоксальность –  смена одних характеристик, но при этом неизменность других. Полученные представления, имеющие визуальную основу, педагог переносит  на образовательный процесс, на отношения «Ребенок – взрослый», на процесс развития личности человека, его мастерства, творчества.

Благодаря этому у педагога развивается  позитивное восприятие своего образа Я,  формируется  мотивация на постоянное, непрерывное и постепенное развитие своего творческого потенциала и профессионализма.

Кроме того, становится возможным дать зрительные образы Нормы таких понятий как:

ü самоценность каждого этапа детства, полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития (п.1.4 ФГОС);

ü преемственность образования, шкала личностного развития и траектория профессионального роста педагога, педагогическая задача, актуальная зона и зона ближайшего развития.

ü адекватная адаптация и социализация педагога.

Так, например, в данном наглядном пособии визуализированы принципы дошкольного образования.

 Визуализация образа с помощью сериационного ряда «Созревание»  открывает условия для осуществления профилактики и коррекции профдеформации и эмоционального выгорания педагогов и направляет на дальнейшее развитие.

На семинарах, занятиях с педагогами визуализируются образы не нормы вышеназванных понятий (стагнация личности, кризис отношений и проч.), что помогает ярче, точнее формировать зрительные модели субъект - субъектного типа отношений, углубить и расширить представления об основных педагогических понятиях, задачах и нормах;  мотивировать педагога на проявление отношения к каждому субъекту как уникальной личности, проходящей свои этапы роста, развития, с учетом индивидуальных особенностей.

Знакомство с психолого-педагогическим аспектом опорного образа «Спектр радуги» через понятия «контраст и плавный переход цветов»  помогает педагогу с помощью цветовых средств еще более тонко ощутить, прочувствовать суть субъект - субъектного типа отношений. Становится возможным донести до педагога в эстетичной образно-символической форме понятия - преемственность, стили воспитания (авторитарный, демократический), эгоцентрическая позиция и децентрация. Показать многоуровневость  Нормы и не нормы.

Гармония плавного перехода одного цвета в другой, при котором каждый цвет сохраняет свою идентичность, позволяет дать педагогу визуализированные модели эффективных образовательных отношений:

ü Содействие и сотрудничество детей и взрослых

ü сотрудничество Организации с семьей

Так в образно-символической форме представлен образ субъект-объектного взаимодействия.

Позитивная установка педагога, независимо от уровня испытываемой им психоэмоциональной нагрузки. Варианты работы с другими опорными образами представлены на выставочном стенде.

Работа по Методу Кузнецовой Н.А. визуализации абстрактных понятий  раскрыла следующие ее особенности: в процессе овладения методами, приемами работы с детьми у педагога на этом же самом материале  складывается и развивается новое отношение к  себе, детям, родителям.

Мы использовали универсальность подхода, что способствовало формированию коллектива единомышленников, с едиными подходами.

Благодаря этому при содействии автора происходит расширение, обогащение учебно-методического обеспечения работы по повышению компетентности педагогов, которое включает в себя: картотеку лично-развивающих и профессиональных тренингов, игр-упражнений для педагогов, наглядно-дидактический материал, видеотеку и проч.

В условиях сетевого взаимодействия по реализации проекта «Единство» эффективно осуществляется взаимообмен информационно-методическими ресурсами между участниками сетевой площадки.

Оригинальные  обучающие упражнения для педагогов разрабатываются на основе игры «Спектральная мозаика»,  особенностью которой является:

ü гармоничные, природосообразные формы

ü полный диапазон цветового спектра

ü плавный переход цветов на элементах мозаики ,

что позволяет учитывая цветовые предпочтения всех педагогов,  улучшать межполушарные взаимодействия головного мозга, гармонизировать их психологическое состояние, создавая условия для лучшего усвоения материала.

Визуализировать общечеловеческие  универсалии (образы, понятия, алгоритмы поведения, позитивные установки), одинаково актуальные как в личной, так и в профессиональной сфере деятельности.

В результате наблюдений установлено, что тем самым  активизируются личностные ресурсы, повышается его профессиональная компетентность и приводит к снижению  уровня профдеформации и эмоционального выгорания.

В результате происходит более глубокое осмысление собственного педагогического опыта и выработка гибкой и устойчивой педагогической позиции. Педагогу легче:

ü осуществлять критический анализ собственной позиции и действий и быть объективным, 

ü выявлять и признавать собственные ошибки и давать себе (и ребенку) право на них

ü выделять конструктивное начало в поведении или намерениях ребенка.

ü воспринимать его как целостную личность

ü выделять положительные качества личности субъектов и опираться на них при разрешении конфликта.

ü быстро находить общие или близкие по содержанию точи соприкосновения  интересов субъектов.

ü брать на себя инициативу конструктивного разрешения конфликтов.

У педагога происходит не только развитие, расширение, углубление знаний и умений, полученных ранее, но и  пересмотр ранее усвоенных фактов, понятий, закономерностей. В совокупности все это способствует профилактике или нейтрализации формальных действий субъект - объектного взаимодействия.

В частности, у педагогов наблюдается:

ü рост профессионального уровня -

    увеличение числа с КК  и поступивших в Вузы

ü гармонизация психоэмоционального состояния

ü активизация творческого  потенциала

ü повышение уровня профессиональной этики

Мы использовали универсальность предлагаемого подхода, что позволяет субъектам в процессе взаимодействия опираться на согласованные нормы, достигать консенсуса,  взаимопонимания и формировать единое информационно-образовательное пространств с системой единых ценностей, норм и правил поведения.

Поэтому можно говорить о том, что внедрение системы опорных образов Нормы в практику социального и педагогического взаимодействия и визуализация образов нормы и не нормы представляет собой эффективный механизм неформального перехода педагога к субъект-субъектному типу отношений при решении задач, выраженных в Законе «Об образовании  Российской Федерации».

 

Автор инновационного проекта «Единство»

Наталья Александровна Кузнецова:

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

http://unity1.ru/