АНО "Единство"

Волновые технологии воспитания и образования

ЕДИНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОНСТАНТА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

 

Ключевые слова абстрактные понятия, универсальная визуальная основа, опорный образ Нормы, объективные константы картины мира, Единая образовательная константа.

Аннотация В статье рассматривается вопрос введения в образовательно-воспитательный процесс Единой образовательной константы, основанной на духовно-нравственных принципах и парадоксальной (непротиворечивой) логике. Представлен метод визуализации абстрактных понятий и инновационный педагогический инструментарий – опорный образ Нормы.

Со второй половины XX в. общенаучная картина мира начинает базироваться и развиваться на фундаменте идей глобального (универсального) эволюционизма, что свидетельствует о системном воздействии общенаучных форм и средств познания (системного подхода, синергетики, кибернетики, информатики, экологии, волнового подхода и т.д.).

Одна из приоритетных задач образования в интересах устойчивого развития заключается в формировании у обучающихся современной, т.е. соответствующей началу третьего тысячелетия научной картины мира, основанной на принципе единства, на парадоксальной (непротиворечивой) логике. Эта картина мира в ее наиболее общем виде должна давать системно-целостный, образ устойчивого развития неживой и живой природы, человека и человечества, полученный на основе синтеза и обобщения всего научного знания; тождественно отображать взаимосвязи явлений, процессов окружающей реальности, в том числе многоуровневую (квантовую) природу мира, человека, процесса его образования и понятия «Норма».

 Решение этой задачи затрудняется рядом факторов, в том числе наличием объективно существующих различий между субъектами (социокультурные, половозрастные, религиозные и проч.), которые приводят к разному пониманию норм, правил поведения и их несоблюдению; высокий уровень абстракции базовых понятий сферы межличностных отношений (отношения, дружба, взаимоуважение, взаимопонимание, любовь, единство), доводящий их понимание, иногда, до уровня полной непреставимости.

Многочисленные примеры из жизни показывают, что абстрактный характер этих понятий может сводить их понимание до уровня полной непредставимости. Говоря о базовых ценностях, люди (взрослые и дети) вкладывают в свои слова разные смыслы, образы. Так, одним и тем же словом «любовь» они называют совершенно различные эмоции, чувства, состояния, процессы, иногда не совместимые с принципами свободы, равенства и единства в отношениях.

«Так, например, практически все дошкольники и школьники на вопрос: «Любите ли вы своих родителей?» отвечали утвердительно. Однако, ответы на следующий вопрос: «Есть ли отношения между вами и вашими родителями, когда вы находитесь в детском саду (школе), а они – на работе?» более чем у 80% (!) детей носили отрицательный характер: «Мы сейчас не видим родителей, они нас – тоже, поэтому отношений нет». Около 10% отвечали на этот вопрос утвердительно, но ссылаясь исключительно на технические возможности (сотовая телефонная связь). И только 10% (!!!) говорили о существовании отношений, независящих от степени удаленности и технической оснащенности родителя и ребенка» [4].

Таким образом, у 90% опрошенных детей выявилась неспособность устанавливать связь между абстрактным и конкретным в понимании человеческих отношений, детско-родительских, в частности. Исключительно рационалистическое понимание неизбежно приводит к неспособности видеть причинно-следственный характер окружающего мира и межличностных отношений, снижает мотивацию на их развитие и совершенствование, создает условия для возникновения противоречий и конфликтов (в т.ч. конфликт «отцы и дети»). Зачем беречь, сохранять, приумножать, то что нельзя увидеть, потрогать, измерить?

Кроме того, следует отметить недостаток эффективного педагогического инструментария, позволяющего выделять духовно-нравственный аспект при знакомстве ребенка с общечеловеческими ценностями; а также отсутствие универсальной визуальной основы общепринятых норм и правил гармоничного взаимодействия.

Все вышеперечисленные факторы требуют от педагога поиска новых, эффективных технологий, методов и приемов, позволяющих развивать абстрактно-логическое мышление и парадоксальную логику, гармонизировать межсубъектные взаимодействия посредством формирования универсальной визуальной основы, способствующей осуществлению согласованной работы в образовательном учреждении одновременно с тремя субъектами: родитель, ребенок, педагог.

В педагогической практике визуализация (от лат. visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный) определена как процесс «…свертывания мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий [1]. В более широком смысле под визуализацией понимают способность делать зримыми объекты и процессы. Часто под визуализаций подразумевают материализацию субъективного визуального образа, реализацию идей и образов в физическом мире. Процесс визуализации можно рассматривать и как построение геометрического образа на основании абстрактных представлений об объекте, явлении, процессе.

 Для развития навыка перехода в познании от «абстрактного» к «конкретному» [2]и решения вышеназванных задач в практику работы с детьми дошкольного возраста, предложен и успешно внедрен метод Кузнецовой Н.А. визуализации абстрактных понятий (далее – метод ВАП), основанный на принципе резонансного согласования (постепенной сонастройки) индивидуальных норм субъектов с социальными духовно-нравственными нормами [3-10].

Развивая у ребенка с помощью метода ВАП способность устанавливать связь - переход между двумя противоположностями – абстрактным и конкретным, ребенка воспитывают так, «чтобы противоречие служило для него не поводом для истерики, а толчком к самостоятельной работе, к самостоятельному рассмотрению самой вещи» [2].

Системный подход в формировании гармоничных визуальных образов абстрактных понятий, а также процессов, идей, установок, алгоритмов, моделей, основанных на духовно-нравственных принципах, осуществляется с помощью системы из восьми опорных образов Нормы. Ее использование позволяет видеть невидимое: объекты познания, явления, процессы, состояния, взаимосвязи, идеи, установки, алгоритмы, плохо поддающиеся вербальному описанию.

Опорный образ Нормы – гармоничный природный образ (первообраз) - модель объективной реальности, демонстрирующий причинно-следственный характер связей окружающего мира, универсальные принципы, закономерности организации, функционирования и развития живых систем, включая человека, его состояния, процессы жизнедеятельности и межличностные отношения» [3].

 В данной систему входит четыре образа (семя, древо, цветок, созревание плода), которые показывают фазовые переходы в цикле жизни растения. А также четыре образа (свет (спектр), соты, чаша, сфера), позволяющие отобразить причинно-следственный, психолого-педагогический и духовно-нравственный аспекты этого биологического цикла [3-10].

Выбор данных символических образов обусловлен тем, что на протяжении тысячелетий они ассоциируются с красотой и гармонией; являются общепризнанными во всех культурах и национальных традициях, символизируя базовые ценности, общечеловеческие универсалии; имеют духовную основу. «В зависимости от целевой установки педагога опорный образ Нормы выступает как способ, инструмент формирования духовно-нравственных качеств ребенка, гармонизации психоэмоционального состояния, межличностных отношений, гармоничного восприятия материальных и духовных ценностей; визуализации и согласования индивидуальных норм субъектов с социальными духовно-нравственными, морально-этическими нормами [3].

Универсальный характер и семантическая объемность визуальной основы, формируемой с помощью данных опорных образов Нормы, позволяют рассматривать явления, процессы, жизненные ситуации, измеряя и оценивая их универсальной мерой, с учетом триединой природы мира и человека: дух –душа – тело. Введение ее в образовательный процесс обеспечивает постепенную настройку субъектов на единые образы Нормы, что позволяет синхронизировать их взаимодействия.  Данная визуальная основа позволяет не только учитывать индивидуальные особенности детей, но и одновременно, повышать уровень профессионально-личностного развития педагогов; формируя таким образом, «единое открытое информационно образовательное пространство с единой системой ценностей, нравственных ориентиров, прав и обязанностей для всех субъектов образовательно-воспитательного процесса: родитель – ребенок – педагог [3].

Используя алгоритм педагогической деятельности с применением опорных образов Нормы по методу ВАП педагог вводит ребенка в мир универсалий (образы, понятия, алгоритмы поведения, позитивные установки), одинаково актуальных на всех этапах образования. В процессе демонстрации педагогом на междисциплинарной основе опорных образов Нормы ребенок имеет возможность многократно одновременно видеть и слышать нормы, алгоритмы, модели поведения, (а также возможные варианты не-нормы и способы их преобразования), что помогает их освоению, переводу в знания, навыки и привычки поведения личности, неуклонному их соблюдению, слиянию мыслей, взглядов ребенка с его конкретными делами и поступками.

Необходимо отметить архетипическую природу данных образов. Опираясь на учение К.Г. Юнга, использование опорных образов Нормы в качестве универсальной меры, эталона, образца можно охарактеризовать как «опосредованный путь, который соединяет сознательную и бессознательную реальности» субъекта, при котором «снимается разъединенность» и бессознательное, определяемое Юнгом как творческое начало в человеке, «оказывает всю поддержку и помощь, которую в переливающейся через край полноте может предоставить человеку милосердная природа» [13].

Применение в работе гармоничных, природосообразных опорных образов Нормы оказывает положительное влияние на развитие психических процессов у детей (память, внимание, наглядно-образное мышление и др.). Создаются благоприятные условия для возникновения соподчинения мотивов: преобладание обдуманных действий над импульсивными, поведение ребенка опосредуется определенными представлениями, правилами (произвольность поведения). У детей возрастает уровень рефлексии, повышается степень согласованности индивидуальных норм с социальными духовно-нравственными нормами» [3]. Происходит обогащение сенсорного, коммуникативного и нравственного опыта, исключение чувства превосходства или неполноценности и активизация когнитивного и личностного развития, что является важными показателями результативности работы педагогов ДОУ в условиях инклюзии [9, 10].

В результате работы по методу ВАП у человека развивается абстрактно-логическое мышление, поскольку он усваивает абстрактные понятия и, в то же самое время, осваивает конкретные зримые нормы, модели, алгоритмы поведения, позитивные установки, связанные с этими понятиями. Благодаря своей универсальности и простоте, эти образы Нормы сохраняют актуальность на всех этапах жизнедеятельности.

 «В процессе педагогического общения опорные образы Нормы выступают одновременно в нескольких функциях: структурообразующей, регулирующей, контролирующей, информационной, аналитической, корректирующей, гармонизирующей, оздоравливающей, прогностической, обеспечивая режим здоровьесбережения для всех субъектов образовательного процесса» [3, 4].

Визуальные образы биологического цикла жизни растений являются   объективными (заданными) константами картины мира человека, которые при принятии их таковыми в образовательном процессе обеспечивают устойчивое развитие индивида. Отсутствие в образовательном процессе визуальной основы абстрактных понятий базовых ценностей и связи-перехода между Абстрактным и Конкретным, приводит к формированию абстрактности мышления (вместо абстрактно-логического мышления субъектов) и накоплению абстрактных (неусвоенных) знаний. 

За период апробации с 2011 по 2016 г. система опорных образов Нормы в совокупности с обширным УМК, разработанным на ее основе (наглядно-дидактические пособия, игры, сказки, упражнения, раскраски, видеоспектакли, тренинги и деловые игры для педагогов и проч.), зарекомендовала себя как эффективный педагогический инструментарий [12]. На основании вышеизложенного она определена как Единая образовательная константа (далее – ЕОК).

Единая Образовательная Константа – есть гармоничный многоуровневый системно-целостный образ развития неживой и живой природы, человека и человечества, полученный на основе синтеза и обобщения всего научного знания.  Это процесс постепенного, поэтапного резонансного согласования индивидуальных норм с высшими нормами и перехода текущей нормы индивида на основе абстрактно-логического мышления и парадоксальной логики на новый уровень устойчивого развития (познания) личности.

Введение ЕОК позволяет формировать визуальную основу базовым ценностям, имеющим абстрактных характер, что обеспечивает устойчивое развитие системы образования и субъектов, создает условия для увеличения Благ, восполнения энергетических ресурсов субъектов и раскрытия в системе образования источника материальных и духовных ресурсов. Универсализм, парадоксальность и междисциплинарный характер ЕОК позволяет использовать ее в работе на всех уровнях и этапах образования и рассматривать ее как необходимое и достаточное условие укрепления связей детско-взрослой общности, синхронизации работы субъектов и гармонизации восприятия материальных и духовных благ.

За счет введения Единой образовательной константы в сознании субъектов формируется на универсальной визуальной основе единая на­учная картина мира, которая в ее наиболее общем виде дает системно-целостный, образ устойчивого развития неживой и живой природы, человека и человечества, полученный в результате синтеза и обобщения всего научного знания; тождественно отображает тотальный характер взаимосвязей явлений, процессов окружающей реальности.

Введение ЕОК, применение метода ВАП в педагогической практике значительно повышает эффективность образовательного процесса по всем направлениям работы с детьми при решении задач, выраженных в Законе «Об образовании РФ», запуская механизм неформального перехода к субъект-субъектному типу образовательных отношений.

Кузнецова Наталья Александровна – доктор психологических наук, профессор, научный руководитель АНО «Единство», педагог-психолог Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 18 и № 503. Россия, г. Екатеринбург.E-mail: 89089206064@ mail.ru

 

Литература                                                                                  

  1. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.  А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.
  2. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении -М.: Институт философии АН СССР, 1960
  3. Кузнецова Н.А. Волновые технологии воспитания. Учебно-методическое пособие в 3-х частях. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2014 ISBN 978-5-91256-201-3
  4. Кузнецова Н.А. Сказание о любви. Пособие для работы взрослых с детьми. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2014 ISBN 978-5-91256-337-9
  5. Кузнецова Н. А. Опорные образы в воспитательно-образовательной работе. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256—133-7
  6. Кузнецова Н. А. Знакомство ребенка с денежной системой России. Методическое  пособие.  Екатеринбург.  Издательский  дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256-120-7.
  7. Кузнецова, Н.А., Данилкина Е.А., Пальгуева И.А. Гармонизация образа межличностных отношений детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели и технологии: сб. материалов Всеросс. Науч.-практ. Конф. 27.03.2014. В 2ч.ч1/ под общ. редакц. С.В. Соловьевой; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО ИРО, 2014
  8. Кузнецова Н.А. Волновые технологии воспитания. Экология и гармонизация живых систем: наука и практика – VIII. Материалы VIII Международной творческой конференции. ФБГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», Ульяновск, 2013
  9. Моисеева Л.В., Кузнецова Н.А., Кузнецова А.А. Экологическая картина мира: закономерности формирования в период детства. Волновой подход в экологическом образовании. Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2017 ISBN 978-5-91256-356-0
  10. Моисеева Л.В., Кузнецова Н.А., Кузнецова А.А. Экологическая картина мира: закономерности формирования в период детства // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 2. – С. 69-71;
  11. Институт развития образования.  Всероссийская научно-практическая конференция «Социализация детей с интеллектуальными нарушениями в контексте модернизации системы образования: опыт, проблемы, перспективы» доклад Захаровой О.А. ГКОУ СО « СКОШ №73»  «Использование волновых технологий для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью на уроках чтения» 26 марта 2015 г. Екатеринбург
  12. Сетевое взаимодействие УрГПУ с дошкольными организациями в развитии системы работы по повышению квалификации: сборник научных статей под ред. Л.В. Моисеевой; ФГБОУ  ВО «Ур.гос. пед.ун-т». Екатеринбург2016 ISBN 978-57186-0763-5
  13. Юнг К.Г. Собрание сочинений. .Психология бессознательного/Пер. с нем. – М.: «Канон»+ РООИ «Реабилитация», 2014.- 320с. ISBN 978-5-88373-385-
  14. http://unity1.ru/