АНО "Единство"

Волновые технологии воспитания и образования

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЛНОВОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ НА УРАЛЕ

Моисеева Л.В., Кузнецова Н.А., Круглая О.С.

г Екатеринбург

Кузнецовой Н.А. разработан  волновой подход. " Волновая концепция воспитания основана на понимании единой энергоинформационной волновой природы и причинно-следственного характера мира, человека, его всестороннего здоровья и процессов жизнедеятельности, что позволяет рассматривать образовательный процесс и его результаты с точки зрения резонанса в его положительном (созидательном) и отрицательном (разрушительном) проявлении." (Кузнецова Н.А).  Автором дано теоретическое обоснование "процесса совершенствования и самосовершенствования личности, формирования гармоничных межличностных отношений на принципах междисциплинарного подхода и парадоксальной (многомерной) логики." Актуализируя причинно-следственный характер содержания экологического образования и полученного результата взаимодействия субъектов образовательного процесса можно вскрыть общую причину внутрисемейных и социальных конфликтов, кризисов в разных сферах жизнедеятельности человека. общества  и природы (в том числе системы образования) – разрыв связей в отношениях, возникающий в результате резонанса (усиления) личностных деструкций субъектов взаимодействия разного уровня.

 Воспитание выступает "как гармоничный волновой энергоинформационный процесс взаимной актуализации и формирования духовно-нравственных норм (в виде понятий, образов) у субъектов посредством сонастройки и резонансного согласования их индивидуальных норм с социальными духовно-нравственными нормами с целью совершенствования и самосовершенствования живой системы «Человек – Человек». Данная система имеет причинно-следственный характер взаимоотношений, строящихся по принципу резонанса в его положительном проявлении как увеличения блага в любом его проявлении: повышение энергетического ресурса, жизненных сил и укрепление всестороннего здоровья, гармонизация отношений, повышение творческого потенциала, эволюция живой системы «Человек – Человек»." (Кузнецова Н.А)

С позиций волнового подхода мы рассматриваем Модель Экологической Картины Мира, основы педагогического мониторинга экологической образованности, личностно-ориентированной системы изучения природы, основанных на понимании триадности существования человека: Дух – душа – тело. Разработано содержание и структура Модели Экологической Картины Мира, закономерности ее формирования у дошкольников и младших школьников в процессе познавательной деятельности. Система знаний о природе и система способов ее изучения определены с учетом необходимости освоения современными детьми закономерностей построения гармоничных денежных отношений, когда деньги вступают в качестве инструмента преобразования человека и Мира. Для эффективного формирования у обучающихся субъективной Экологической Картины Мира, основанной на парадоксальной логике и на духовно-нравственных принципах, предложен инновационный метод Кузнецовой Н.А. и использована методика визуализации абстрактных понятий с использованием системы опорных образов Нормы.

Предлагаемый подход позволяет рассматривать экологическое образование в ситуации взаимодействия его субъектов с позиций резонанса в его разрушительном и созидательном значении. Для развития навыка осознанного установления резонанса в отношениях как красоты, связи, единства представлены циклы бесед с детьми, а также практическая работа с произведением «Сказание о Любви», где на примере цикла жизни дерева показан алгоритм визуализации абстрактных понятий  общечеловеческих ценностей (уважение, любовь, согласие, единство и проч.) при формировании Экологической Картины Мира и установлении гармоничного единства системы «Человек – человек», «Человек – Вселенная».

Формирование с помощью гармоничных природных объектов и явлений визуальных образов духовно-нравственных норм, правил, установок взаимодействия снижает, нейтрализует и ведет профилактику разрушительных последствий резонанса личностных деструкций субъектов в виде разрыва связей в отношениях (в том числе в денежных), которые проявляются отсутствием индивидуальной субъективной Экологической Картины Мира. Применяя Волновой подход становится возможным, оперируя парадоксальной (непротиворечивой) логикой, восстановить на духовно-нравственной основе нарушенные межсубъектные связи, обеспечить восполнение энергетического ресурса и прирост жизненных сил; повысить степень согласованности действий, единства всех субъектов на принципах и закономерностях формирования представлений Экологической Картины Мира, ее непротиворечивости и парадоксальности.

Исследование выполнено по плану научно-исследовательских работ УрГПУ модернизации педагогического образования и включено в программу научно-исследовательских работ «Образование как средство развития региональных, этнокультурных, социокультурных, экологических и экономических систем Урала».

Реализацию Волнового подхода в экологическом образовании, возможно осуществить средствами  сетевого взаимодействия между образовательными организациями. Технология такого взаимодействия включает следующие взаимосвязанные этапы: нормативно-целевой (определение цели: повышение качества образования и соответствующих оценочных показателей), измерительно-оценочный (разработка оценочных шкал и проведение экспертных процедур), прогностический (прогнозирование возможных эффектов), корррекционно   внедренческий (выявление проблем и коррекция форм и средств, определение способов и механизмов диссеминации инновационного продукта).

Сетевое взаимодействие организаций в сфере образования является эффективным средством управления инновационной деятельностью и повышения качества образования в ДОО, если осуществляется на основе разработанной программы. Данная программа составлена в соответствии с принципами целенаправленности, целостности, разносторонности и согласованности действий. Применение наглядных пособий из УМК Проекта «Единство» позволило значительно обогатить предметно-развивающую среду ДОУ с введением в нее  изображений гармоничных опорных образов  Нормы как внешних сигналов-напоминаний. Создаются дополнительные благоприятные условия для развития предпосылок нравственных качеств дошкольников и повышения уровня их воспитанности. Обеспечивается такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором происходит его дальнейшая адаптация и социализация.

Информация по проекту размещена на сайте «Единство»  и ДОУ. Педагоги, применяющие в своей работе УМК проекта, подтверждают его инновационный характер, отмечая, что данные пособия отличает новизна предлагаемых тем, высокий уровень эстетического исполнения, природосообразность и простота, возможность концентрировать внимание ребенка на красоте, гармонии окружающего мира, его порядке; на взаимосвязях и единстве; на сути изучаемых явлений.

Начиная с 2011г. в рамках реализации Волнового подхода средствами сетевого проекта, на базе МДОУ № 18г.Екатеринбурга создана опорная площадка .За период реализации проекта в ДОУ для педагогов автором проекта Кузнецовой Н.А. были проведены обучающие семинары, индивидуальные и групповые  консультации, открытые занятия,  мастер – классы по работе с  системой опорных образов и наглядными пособиями по Волновым технологиям воспитания.  Автор проекта осуществлял консультационную поддержку и сопровождение педагогов во время  проведения занятий с детьми.  На основе системы опорных  образов были  визуализированы  модели, алгоритмы  разных жизненных процессов, основные понятия профессиональной деятельности педагога: педагогическая задача,  шкала компетентности, стили педагогического общения и т.д.  В результате внедрения  подхода на основе Волновой концепции и технологий воспитания повысилась профессиональная компетентность у педагогов. Педагоги расширили представления о причинно-следственных связях в образовательном процессе и в детско-родительских отношениях; о критериях компетентности педагога и родителя, о педагогических нормах и задачах. Это помогло им занять более уверенную позицию во взаимодействии с детьми из неполных, неблагополучных семей, в отношении которых, чаще всего принято замалчивать темы детско-родительских отношений, с целью не травмировать их психику.

Результаты реализации проекта докладывались на Евразийском конгрессе работников дошкольного образования ‑ 2014. на районных Педагогических чтениях 2014-2015 учебного года «Воспитание гражданина России: современные подходы, методы и формы», на Уральской международной выставке промышленности и инноваций «Иннопром-2012» и «Иннопром-2013». На выставке «Индустрия образования – 2012»,  прошедшей в Москве в ноябре 2012 года, был представлен методический комплект, разработанный автором Кузнецовой Н.А. совместно с педагогами детского сада.  На Городском  конкурсе сайтов муниципальных образовательных учреждений системы образования города  Екатеринбурга со страницами/ разделами, посвященными Году ЭКОЛОГИИ ; МБДОУ – детский сад № 80,  № 25; Детский дом № 5; МАОУ лицей № 12; общеобразовательная школа №73; СПТ «Строитель». В Городском Смотре ‑ конкурсе методических выставок дошкольных образовательных учреждений города Екатеринбурга.

На всех перечисленных мероприятиях  учебно-методический комплект получил положительные отзывы педагогов,  специалистов и родителей. По отзывам педагогов и родителей воспитанников, применение ВТВ в рамках реализации инновационного проекта «Единство»  актуально и своевременно, поскольку способствует  не только формированию знаний о природе , но созданию нравственного уклада жизнедеятельности всех субъектов образовательного процесса; гармонизации межсубъектных взаимодействий;  формированию у воспитанников интегративных качеств на здоровьесберегающих подходах  и их  успешной социализации.

Таким образом, одной из форм реализации Волнового подхода в экологическом образовании выступает сетевое взаимодействие, которое  способствует  развитию исследовательской компетенции педагога как инструмента непрерывного повышения квалификации.

 

Литература

  1. Кузнецова Н.А. Волновые технологии воспитания. Учебно-методическое пособие в 3-х частях. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2014.
  2. Кузнецова Н. А. Опорные образы в воспитательно-образовательной работе. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012.
  3. Экологическая картина мира: закономерности формирования в период детства: Учебно-методическое пособие./ Екатеринбург. Издательский дом «Ажур» .", 2017. 266 с.