На развитие ребенка, на его умение выстраивать гармоничные, конструктивные взаимодействия большое влияние оказывает его знакомство с обычным зеркалом и его свойствами. Еще Ч. Дарвин писал об интересе маленьких детей к зеркалу. Он считал, что узнавание себя в зеркале говорит о том, что у ребенка появился образ самого себя. «Оказалось, что дети, растущие в семье, намного раньше начинают узнавать себя в зеркале, чем их сверстники из детских домов. Если восьмимесячного малыша, который живет с родителями, поднести к зеркалу, он начинает размахивать ручками, глядя на изображение, потом переводит взгляд на свою руку, после чего рассматривает лицо, глаза. Часто малыш попеременно смотрит то на руку, то на ее отображение и устанавливает контакт глазами со своим отображением (он покачал головой – и тот, «другой ребенок» в зеркале, тоже покачал головой), связывая свои действия в единое целое. Изучая руку и ее изображение, малыш делает паузы: размахивает рукой, замирает, снова размахивает и снова останавливается, внимательно глядя в зеркало и радуясь произведенному эффекту. Ребенок не просто смотрит, он охотно играет со своим отражением: гримасничает, строит рожицы. Увидев себя с пятнышком на лице или с повязкой на голове, малыш старается стереть пятно или стянуть повязку. Так маленький человек узнает через зеркало себя и свои возможности, причем этот процесс узнавания себя всегда радует детей.…К двум годам происходит гигантский скачек в самопознании. Малыш не только узнает себя в зеркале, но и любуется собой, прихорашивается перед зеркалом. У 8 – 9-месячных воспитанников детских домов отражение в зеркале вызывает чаще всего отрицательные эмоции: настороженность, тревогу, испуг, желание отвернуться. Они особенно боятся зеркала, если находятся с ним один на один. У таких детей больше действий, направленных на зеркало, а не на себя, как у малышей из семьи. Например, увидев в зеркале повязку на ухе или пятнышко на лбу, ребенок тянется не к своей повязке, а к зеркалу, стремясь потрогать повязку» (О. Шелопухо). Вывод: недостаток любви, внимания, отсутствие (или дефицит) в воспитании положительно заряженного общения с родителем и близкими серьезно затрудняет у ребенка понимание принципа зеркального отображения (связь между объектом и его отражением). В дальнейшем это приводит к искажениям в (само)познании, так как все внимание привычно переносится только на внешнее отображение (без учета образа своего Я). При этом формируется жизненная позиция: искать причины своих неудач только в другом человеке (то есть во внешнем). Негативное влияние такой схемы поведения проявляется во всех взаимодействиях. В первую очередь в детско-родительских отношениях.
Зеркало – необходимый предмет сегодня уже не только быта. Трудно представить жизнь человека без него. Каждый взрослый человек регулярно им пользуется, а точнее его свойствами. Подходя к зеркалу, по большому счету, он воспринимает его как источник информации о себе (какой я, как выгляжу, в каком состоянии моя одежда, выражение лица, соответствует ли мой внешний вид принятым нормам). Так, глядя на свое отображение, человек понимает какие конкретно нужно принять меры для установления соответствия заданным нормам. При этом информация, получаемая от зеркала (отображение), вызывает у пользователя полное доверие, даже если не соответствует ожиданиям и несколько расстраивает. Никому не приходит в голову оспаривать свое отображение (свою связь, симметрию, подобие с ним), которое возникает при этом в беспристрастном (не искаженном) зеркале. «Нечего на зеркало пенять, коль рожа крива» - говорит русская пословица. Все понимают, чтобы изменить (улучшить) отображение, необходимо выполнить определенную работу. Нужно провести у себя (и только у себя!) соответствующую корректировку (поправить прическу, одежду, макияж, поменять образ жизни, питания и т.д.) и только после этого ожидать изменения в лучшую сторону.
К сожалению, не всегда удается осуществить перенос понимания этого же самого принципа зеркального отображения в сферу межличностных отношений, в .т.ч. детско-родительских. Родителю бывает трудно признать, что ребенок – это его персональное, волшебное, самое честное (потому что любящее) зеркало, в котором отражаются все внутренние, самые потаенные движения родителя. Глядя на себя в это зеркало и обнаруживая искажения «пятнышки» в своем отображении («недостатки» у ребенка), родитель начинает действовать по модели восьмимесячного малыша из приюта – усиленно протирать зеркало (активно воздействовать на ребенка замечаниями, наказаниями). Отображение при этом, конечно же остается таким же. Абсурд в том, что родитель наивно вновь и вновь «трет» зеркало, (т.е. делает попытки исправить ребенка) и не перестает удивляться, что отображение не меняется. Ситуация становится все более напряженной, а родитель все продолжает «тереть» беспристрастное зеркало.
При любых, даже самых трудных обстоятельствах родителю важно помнить, что ребенок – самое любящее, а значит, и самое правдивое зеркало. Несмотря на то, что отображать правду, быть ею, иногда бывает больно. Не каждый взрослый способен на это, предпочитая более удобную хитрость. А вот ребенок самоотверженно (хоть и не осознанно) рискует, только ради того, чтобы родитель «проснулся», посмотрел в свое зеркало и преобразился. Быть отображением иногда может быть трудно и опасно (наркоманом, преступником или просто бездельником), но необходимо во имя закона Любви и исцеления, спасения заблудшей души родителя. Таких детей у взрослых принято называть «трудными, неблагополучными». С радостью относя на свой счет успехи детей, далеко не все родители хотят узнавать себя в «недостатках» ребенка, а, узнав, суметь преобразовать их причины в самом себе. Вспоминается пушкинское: «Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло!». Мудрая сказка наводит на мысль: к зеркалу лучше бы прислушиваться (присматриваться).
Что же такое принцип отображения в отношениях? Для чего он нужен? Что бы доставлять человеку бесконечные страдания от видения своих недостатков? Что бы ссорить, разделять родителя и ребенка? Принцип отображения – это механизм самопознания и самосовершенствования, обеспечивающий развитие системы «Человек – человек». Поскольку далеко не все свои особенности, качества личности, потенциальные возможности человек знает о себе. Человек во многом сам для себя - тайна. Принцип отображения задает ориентиры, позволяет увидеть, познать, усовершенствовать и принять (возлюбить) себя (свой образ Я) через взаимодействие с другим человеком. Хорошая новость заключается в том, что отображение (рост, развитие) имеющихся достоинств, дарований человека происходит по тому же самому принципу отображения в системе «Человек – человек».