Любое природное явление в окружающем нас мире имеет множество характеристик и признаков, но есть одна общая для всех характеристика – волна. Волновые процессы – наиболее часто встречаемый природный феномен. Благодаря волнам различного происхождения, их движению, их характеристикам мы видим мир в гармоничном многообразии (красота, порядок, связи, единство форм, цвета, звуков). Различны причины, вызывающие волновые движения. Но, подобно колебаниям, все виды волн описываются количественно одинаковыми или почти одинаковыми законами. Многие трудные для понимания вопросы становятся более ясными, если сравнивать различные волновые явления. Волновой процесс – это процесс переноса энергии без переноса вещества. Волна – это колебания, распространяющиеся в пространстве с течением времени. Каждый из нас наблюдал, как от камня, брошенного на гладкую поверхность пруда, кругами расходятся волны. Однако при наблюдении этих явлений не все задумывались, что звук всплеска воды доносится до нашего уха волнами в том воздухе, которым мы дышим, что свет, с помощью которого мы зрительно воспринимаем окружающее, тоже представляет собой волновое движение [23]. Вода дает человеку доступный для восприятия первоначальный (опорный) образ волны, волнового движения.
Понимание волновой природы мира, изучение волновых (вибрационных) процессов позволяет осознавать на основе парадоксальной логики связи и единство, красоту бесконечного многообразия мира. Результаты исследований различных видов волновых процессов дают основания рассматривать образовательный и воспитательный процессы с точки зрения волнового подхода и принципа резонанса в его положительном или отрицательном значении. Это позволяет структурировать опыт педагогической практики в новых аспектах, с учетом достижений научного знания о единой волновой энергоинформационной природе мира, человека, его процессов жизнедеятельности, включая сферу отношений; «Формировать непротиворечивую теорию воспитания… Идти не от педагогики к человеку, а от человека к педагогике» [52]; предотвратить падение исследовательской активности, ликвидировать вакуум теоретических идей»[68].
Мысль человека – волновой процесс, оказывающий влияние, как на самого человека, так и на окружающий мир. Каждый субъект является постоянно действующим источником волн разных характеристик, в зависимости от своего внутреннего состояния и внешних условий. Природное явление «волна» и волнение, как внутреннее или внешнее движение человека тесно взаимосвязаны, что отражено в словообразовании (волна, волнение, волноваться, переволноваться, взволноваться и т.д.) и воспринимается всеми людьми совершенно естественно. Весь спектр волновых процессов, непрерывно происходящих во внутреннем мире человека (постепенная или резкая смена эмоций, чувств, состояний), проявляется в его психоэмоциональном состоянии, поведении, поступках, речи и формирует качество и характер межличностных отношений (в т.ч. детско-родительских) и процесс развития личности.
Очевидно, что созидательные светоносные волны состояния спокойствия (но не равнодушия), радости, счастья, оптимизма, уверенности создают и укрепляют плодотворные, творческие отношения, связи между людьми, а разрушительные волны состояния тревоги, страха, сомнения, неуверенности, зависти, агрессии приводят к конфликтам разных уровней и масштабов, к разрывам в отношениях. Тем не менее, далеко не всегда волновая энергоинформационная природа человека и его отношений воспринимается субъектами взаимодействия осознанно – с учетом вытекающих последствий и требований к нормам и правилам поведения, самоорганизации и саморегуляции.
«Забывание» человеком своей собственной волновой природы и окружающего мира приводит отсутствию потребности, неумению и даже нежеланию видеть, воспроизводить красоту, сонастраиваться с гармоничными образами. А затем, как следствие, к невозможности осознанно предупреждать влияние деструктивных волновыхпроцессов при социальных взаимодействиях (болезни, тревоги, страхи, все формы зависимостей и т. д.), к неумению отстраиваться от них, быстро выходить из-под их разрушительного влияния. Все это находит свое отражение в основных психологических проблемах современного российского общества, которые акцентируются в психологических исследованиях последних лет [76]:
- массовое чувство социальной несправедливости, социальной и физической незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне;
- утрата смысла жизни и жизненных перспектив (одна из главнейших причин самоубийств);
- широкая распространенность среди населения тревожности, депрессий, страхов, фобий, посттравматического синдрома;
- аномия, т.е. разрушение традиционных ценностей;
- атарксия – апатия и безразличие к происходящему;
- повышенная агрессивность;
- нравственная деградация;
- криминализация массового сознания;
- брутализация (ужесточение, огрубление) социальной жизни;
- явный дефицит этнической толерантности;
- кризис идентичности;
- конфликт поколений;
- понимание свободы как вседозволенности.
Современная наука исходит из базовых вибрационно-частотных принципов в исследовании человека и Вселенной. На сегодня универсальный волновой подход и явление резонанса успешно реализуется в самых разнообразных сферах деятельности человека (наука, медицина, экономика, политика, культура). Это дает возможность реализовать его в воспитании образовании на междисциплинарной основе с учетом принципа резонанса, как «проявления сродства и подобия, глобальной связи всего со всем» [61].
Тем не менее, современная педагогическая практика общения в неполной мере учитывает единую волновую природу и причинно-следственный характер мира, человека, процессов его жизнедеятельности и явление резонанса в них. Многие обстоятельства (позитивные или негативные) в воспитании, образовании и обучении не воспринимаются как закономерные. Чаще они трактуются как случайности, недоразумения (повезло или не повезло). Тем самым в межличностном общении (в т.ч. педагогическом) проявляется фрагментарность, противоречивое мышление. У участников взаимодействия активно развивается навык выявления, фиксации разного рода различий. Однако слабо развивается способность отображать, устанавливать связи, подобие, единство.
Возникают педагогические мифы – неосознанное истолкование педагогической действительности; деструктивные педагогические установки без учета волновой, энергоинформационной природы и причинно-следственного характера мира, человека и межличностных взаимодействий, детско-родительских отношений в частности. Опора на них негативно влияет на личность педагога, его профессиональные установки, провоцирует субъект-объектный тип отношений, снижая энергетический, физический и духовный потенциал системы «Учитель – Ученик» и результативность образовательно-воспитательного процесса.
Игнорирование единой энергоинформационной волновой природы человека и процессов его жизнедеятельности особенно опасно в условиях объективно существующих различий между субъектами взаимодействия (национальные, религиозные, поло-возрастные, социокультурные, интеллектуальные, физические, экономические), провоцирующих излишнюю концентрацию внимания на частностях и противоречиях. Это приводит к тому, что «Глубинные конфликты, касающиеся национальных, конфессиональных особенностей детей и юношества, не всегда вовремя замечаются, фиксируются, распознаются, расшифровываются педагогами. В результате несвоевременная реакция педагога не тормозит развитие конфликтной ситуации, а, напротив, попустительствует ее развитию. Нередки случаи, когда ситуация и вовсе выходит из-под контроля, трудно управляется, порождает растерянность педагогического сообщества. Нередко педагоги вовремя подмечают конфликтную ситуацию и стремятся принять необходимые меры, чтобы разрешить конфликт, однако при этом они используют традиционные, зачастую устаревшие формы, методы, приемы работы, которые не приносят ожидаемых результатов» [68].
Таким образом, становится трудным или невозможным устанавливать созидательные, долгосрочные связи; подобие, единство в отношениях, в понимании норм и правил; достигать согласованности в действиях; успешно двигаться к общим целям на духовно-нравственных принципах.
Волновая концепция воспитания (далее ВКВ) основана на понимании единой энергоинформационной волновой природы и причинно-следственного характера мира, человека, его всестороннего здоровья и процессов жизнедеятельности, что позволяет рассматривать образовательно-воспитательный процесс и его результаты с точки зрения резонанса в его положительном (созидательном) и отрицательном (разрушительном) проявлении; дает теоретическое описание процесса совершенствования и самосовершенствования личности, формирования гармоничных межличностных отношений на принципах междисциплинарного подхода и парадоксальной (многомерной) логики.
ВКВ актуализирует причинно-следственный характер содержания и полученного результата взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса и указывает общую причину внутрисемейных и социальных конфликтов, кризисов в разных сферах жизнедеятельности человека и общества (в том числе системы образования) – разрыв связей в отношениях, возникающий в результате резонанса (усиления) личностных деструкций субъектов взаимодействия разного уровня.
Основные положения ВКВ:
- Мир, человек, его всестороннее здоровье, межличностные отношения и все процессы жизнедеятельности имеют единую волновую, энергоинформационную, многоуровневую природу и причинно-следственный характер взаимосвязей, что делает возможным и необходимым учет влияния явления резонанса в его положительном и отрицательном проявлении на эффективность образовательно-воспитательного процесса.
- Качество детско-родительских отношений (их образ, представление человека о них) оказывает решающее влияние на способность и степень резонансного согласования индивидуальных и социальных норм субъекта как процесса его самосовершенствования, на всю сферу жизнедеятельности человека, на ее развитие и степень интеграции. Поэтому одной из приоритетных жизненных задач, в т.ч. педагогических задач образовательно-воспитательного процесса, является гармонизация отношений «Родитель – Ребенок» и детско-взрослой общности в целом, совершенствование представлений человека о них.
- Явление резонанса в его положительном проявлении выступает как механизм (педагогическая ценность, условие, инструмент) воспитания законопослушной, миролюбивой, разносторонне развитой, гармоничной личности и формирования субъект – субъектного типа отношений в образовательно-воспитательном процессе.
- Необходимо развивать у субъектов навык осознанной сонастройки с красотой, гармонией окружающего мира и навык осознанного установления резонанса в межличностных отношениях как подобия, связи, красоты, порядка, взаимопонимания, взаимоуважения, согласия, свободы, равенства, единства.
ВКВ рассматривает:
Воспитание как гармоничный волновой энергоинформационный процесс взаимной актуализации и формирования духовно-нравственных норм (в виде понятий, образов) у субъектов посредством сонастройки и резонансного согласования их индивидуальных норм с социальными духовно-нравственными нормами с целью совершенствования и самосовершенствования живой системы «Человек – Человек». Данная система имеет причинно-следственный характер взаимоотношений, строящихся по принципу резонанса в его положительном проявлении как увеличения блага в любом его проявлении: повышение энергетического ресурса, жизненных сил и укрепление всестороннего здоровья, гармонизация отношений, повышение творческого потенциала, эволюция живой системы «Человек – Человек».
Образовательный процесс на принципе гуманизации как гармоничный энергоинформационный волновой процесс развития, самосовершенствования живой системы «Учитель – ученик», имеющий духовно-нравственную основу и причинно-следственный характер взаимоотношений, результатыкоторого проявляются по принципу резонанса в его положительном проявлении как увеличение блага субъектов: повышение энергетического ресурса, жизненных сил, укрепление всестороннего здоровья, подобия, связи, порядка, взаимопонимания, взаимоуважения, согласованности действий, единства в отношениях; повышение творческого потенциала; и обуславливают наличие субъект-субъектного типа отношений.
В соответствии с современными представлениями живая система обладает симметрией, если в результате происходящих в ней изменений какая-то характеристика системы остается постоянной (инвариантной) [23]. Исходя из этого, в Волновой концепции воспитания все процессы жизнедеятельности, внутренние и внешние преобразования человека можно определить как непрерывный волновой процесс симметрирования (повышения степени симметрии) живой системы «Человек». Постоянной (инвариантной) характеристикой этой системы является Образ и Подобие, высшее Я человека, относительно которого и происходит процесс симметрирования.
Таким образом, ВКВ, обеспечивая условия для преемственности современного национального воспитательного идеала, лучших педагогических традиций, образования, обобщая их передовой опыт в контексте единого волнового подхода, углубляет и расширяет понимание сути педагогических норм; определяет новые подходы к процессу гармонизации и самосовершенствования человека, в т.ч. системы отношений «Родитель – Ребенок», «Педагог – Ученик». В результате их применения происходит гармонизация и совершенствование отношений: «Человек – Человек», «Человек – Общество», «Человек – Мир, укрепление связей детско-взрослой общности.
Литература
- Аврамкова И.С. К вопросу о кризисе образования современной России//Известия. РГПУ А.И. Герцена. № 139. 2011
- Аристотель. Большая этика // Аристотель. Соч. Т. 4. М., 1983.
- Барабанщиков В.А.. Психология восприятия. Организация и развитие перцептивного процесса. – М.:Когито-Центр: Высшая школа психологии, 2006
- Бердяев Н. А. Философия свободы; Смысл творчества - М.: Правда, 1989. - 607 с.
- Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка. / / Психология личности. Тексты. - М, 1982.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1979, № 4, с.23-34
- Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP041990/VDm-005.htm#
- Винникот Д. Игра и Реальность. – М., 2002.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3. Проблемы развития психики. / Под ред. А.М. Матюшкина. - М : Педагогика, 1983.
- Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл: Эксмо, 2006 - 160c.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб: СОЮЗ, 1997.
- Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. — М., 1983.― С. 385
- Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5.
- Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.
- Влияние изменения раннего эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка / Пер. с англ.; Под науч. ред. Р.Ж. Мухамедрахимова. — М.: Изд-во Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009.
- Гаряев П. П. Волновой геном. М.: Общ. Польза, 1994.
- Гербер Р. Вибрационная медицина. М.: КОР, 1997.
- Гейзенберг В. Квантовая теория и истоки учения об атоме. Физика и философия. Часть и целое. – М.: Наука, 1999.
- Гете И.В. Учение о цвете. Теория познания. – Книжный дом Либрокон,
2011 ISBN 978-5-397-02025-1
- Данилюк А. Я. Кондаков А. М. Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009.
- Э.Джин Айрес Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития» [перевод с англ. Юлии Даре].- М.: Теревиноф, 2009 ISBN 978-5-901599-90-7
- Иттен И. Искусство цвета. М: Д. Аронов, 2000.
- Касьянов В. А. Физика. 10-кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Калинина Н.Н. Экономика в школе: промежуточные итоги и новые тенденции // Вестник московского образования. – 2012. – № 23
- Капран В.И., Лигачев В.И., Егорушкина Н.А. Методика отбора лиц, способных к визуализации проблемной ситуации. 1986. №6. С.139
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. – М.:Педагокика, 1982.
- Коменский Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. 1. – М.: «Педагогика», 1998.
- Короткина Е.Д., К проблеме экстремизма в молодежной среде// Социальные риски в современном поликультурном обществе: психологические и педагогические аспекты: Материалы международной научно-практической конференции. Тверь: Твер. гос.ун-т; М.: Изд-во Московского психолого-социального института. 2008 – 33-35 с.
- Кузнецов Е. Д., Клериков Н.В. Перспективные направления развития оздоровительных технологий. – Ярославль: ООО «Найс», 2010.
- Кузнецова Н. А. Волновая концепция воспитания. – Екатеринбург. Издательский Дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256-111.
- Кузнецова Н. А. Знакомим ребенка с цветовым спектром. Методическое пособие. Екатеринбург. Издательский дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256-125-2.
- Кузнецова Н. А. Дидактическая игра «Спектральная мозаика. Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256-119-1.
- Кузнецова Н. А., Лазарева Л. В. Интегративные подходы в профилактике социального сиротства. Методическое пособие. Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012.
- Кузнецова Н. А. Знакомство ребенка с денежной системой России. Методическое пособие. Екатеринбург. Издательский дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256-120-7.
- Кузнецова Н.А., Кузнецова А. А. Творчество и гармонизация личности. Образ денежной системы России.: сб. науч. ст. / под ред.С. Н. Митина, Г. Е. Пазековой. – М.: Ульяновск: УлГУ, 2012.
- Кузнецова Н.А., Шитикова Е.А. Творчество и гармонизация личности. Уроки отношений в природных образах.: сб. науч. ст. / под ред.С. Н. Митина, Г. Е. Пазековой. – М.: Ульяновск: УлГУ, 2012.
- Кузнецова Н. А. Знакомим ребенка с взаимосвязями и причинностью окружающего мира. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256-126-9
- Кузнецова Н. А. Радужное время. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2012.
- Кузнецова Н. А. Опорные образы в воспитательно-образовательной работе. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256—133-7
- Кузнецова Н. А. Цветогармонизация в воспитательно-образовательной деятельности. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012.
- Кузнецова Н. А. Гармония отношений в природных образах. Фруктовые сказки. Методическое пособие. – Екатеринбург:
Издательский Дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256-135-1
- Кузнецова Н. А. Волновая разлиновка и раскраска. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012.
- . Кузнецова Н. А. Образ созревания в воспитательно-образовательной работе. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256-127-6
- Кузнецова Н. А. Сказка о Копеечке. Методическое пособие.– Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012.
- Кузнецова Н. А. Цветовая видеогармонизация. DVD диск. Методическое пособие. – Екатеринбург: АНО СОВ «Единство», 2012.
- Кузнецова Н.А. Беседы о деньгах и времени. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256-158-3
- Кузнецова Н.А. Сказки о красивых отношениях. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256-160-3
- Кузнецова Н.А. Ознакомление ребенка с денежной системой России как способ формирования у него предпосылок нравственных качеств. Воспитание и социализация подрастающего поколения: проблемы и решения. Материалы районных педагогических чтений. – Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский дом учителя», 2013
- Кузнецова Н.А., Круглая О.В. Формирование системы единых ценностей у всех субъектов образования как условие успешного воспитания детей в ДОУ. Материалы районных педагогических чтений. – Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский дом учителя», 2013
- Кузнецова Н.А. Инновационный проект «Единство» для дошкольных образовательных учреждений. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012.
- Левашов В.К. Социополитическая динамика российского общества: 2000–2006. М., 2007.
- Подласый И.П. Педагогика. В.3-х книгах. Кн.1. Общие основы. М.– ОАО «Московские учебники». Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] // Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
- Оглезнева Н.В. Межпоколенная толерантность как фактор стабилизации общества // Социальные риски в современном поликультурном обществе: Психологические и педагогические аспекты. Тверь, 2008. – 136–137 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА – М, 1998
- 56. Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка. — Римис, 2008. - 448 с.
- Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. – Изд. 9-е прераб. И доп. – М.: Медиципа, 1985
- Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех. ЮНЕСКО – Владимир: РООИ «Перспектива» ISBN978-5-8311-0306-9
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 20011 ISBN5-314-00016-4
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 371
- Сазеева Н. Н. Мы – дети Света. Сенсационное научное открытие. – СПб.: Питер, 2007
- Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. // Вопросы психологии. - 1982. - № 1. - С. 9 9 - 104.
- Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 35 - 42.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – Изд. 17-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
- Словарь-справочник. Азбука Христианства. – М.: Междуна- родная академическая издательская компания «Наука», 1997
- Талбот М. Голографическая вселенная. Новая теория реальности/Пер. с англ.. – М.: ООО Издательство «София», 2008
- Теоретические основы содержания общего среднего образования/Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. — М.: Педагогика, 1983.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века. Научный журнал № 1 (25) январь-март.– М.: Известия Российской академии образования, 2013
ISSN №2073-8498
- Федюкович. Н.И.. Анатомия и физиология человека: учебник.- Изд.2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
- Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Издательская группа
«Прогресс», 1995.
- 71. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. — под ред. А. Л. Бызова. — М.: Мир, 1990. — 172 с.
- Шустова Н.Е., Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация молодежи и отношение к социальным нормам // Психологический журнал. 2007. N 1. 46–57с.
- Шостак В.И., Лытаев С.А., Березанцева М.С. Психофизиология: учебное пособие. – СПб: ЭЛБИ – СПб, 2007 - 165с.
- Энциклопедия Ботаника/ ред. группа: Огуреева Г., Микляева И., Мирнова С. – М.: Мир энциклопедии, Аванта, ОО «Издательство Астрель», 2008.
- Эмото М. Послания воды: Тайные коды кристаллов льда/Перев. с англ. – М.: ООО Издательский дом «София», 2005.
- Юревич А.В. Динамика психологического состояния современного российского общества. Вестник Российской академии наук iss ¹ 0869-5873, т. 79 ¹ 2. – М.: «Издательство наука».
- Аналитический отчет МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 18 по реализации проекта «Единство». – Екатеринбург, 2013
- Результаты работы СРОО «Аистенок» по реализации проекта «Единство» в сфере профилактики раннего социального сиротства. – Екатеринбург, 2013
- Результаты работы ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 5»
По реализации проекта «Единство». – Екатеринбург, 2014
- Опыт работы СПТ Строитель по реализации инновационного проекта «Единство».- Екатеринбург, 2013
- Государственная программа «Развитие образования» на период 2013-2020 годов, утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 2148
- Областная целевая программа «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы, утвержденная с изменениями 11.10.2010 г. № 1472-ПП Свердловской области
- Федеральные государственные образовательные стандарты в области профессионального и общего образования нового поколения
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, принятый Государственной Думой 21 декабря 2012г. и одобренный Советом Федерации 26 декабря 2012г.;
- Закон Свердловской области от 15 июля 2013г. № 78 – 03 «Об образовании в Свердловской области»
- Концепция программы профориентационной работы в Свердловской области на 2012-2015 годы ВНИК при «Институте развития образования»
- Материалы международной НПК«Теория и практика реализации компетентностного подхода в общем и профессиональном образовании». – Екатеринбург, 2012
- Материалы межрегиональной конференции. Мыследеятельностная практика образования – создание новой российской педагогики. НИИ Инновационных стратегий развития общего образования Департамента образования г. Москва, 2011. ISBN-978-5-905905-01-8.3
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011г. № 61
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 г № 163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы»
- Указ президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 04 февраля 2010г № 271 «О национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
- Постановление Правительства Свердловской области от 6 июня 2001г. № 393-ПП «О концепции сбережения населения Свердловской области до 2015 года» (с изменениями от 4 июня 2004г., 16 октября 2006 г., 31 декабря 2008г.)
- Постановление Правительства Свердловской области от 27 августа 2008 г. № 873-ПП «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года» (с изменениями от 14 августа 2009 г.)
- Постановление Правительства Свердловской области от 11 октября 2010 г. № 1472-ПП "Об утверждении областной целевой программы «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа») на 2011-2015 годы» (с изменениями от 10 марта 2011 г.)
- Закон Свердловской области от 15 июля 2013г. № 78–03 «Об образовании в Свердловской области»
- Программа социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы
- Концепция государственной молодёжной политики Свердловской области на период до 2020 года
- Постановление Правительства Свердловской области от 27 августа 2007 г. № 530-ПП «О программе демографического развития Свердловской области на период до 2025 года» («Уральская семья»)
- Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех. ЮНЕСКО – Владимир: РООИ «Перспектива» ISBN978-5-8311-0306-9