Предметом регулирования ФГОС являются отношения между субъектами образовательно-воспитательного процесса. Практика показывает, что построение субъект-субъектного типа образовательных отношений затрудняется рядом факторов: наличие объективно существующих различий между субъектами образовательного процесса (социокультурные, половозрастные, религиозные и проч.), которые приводят к разному пониманию норм и правил поведения и их несоблюдению; высокий уровень абстракции базовых понятий сферы межличностных отношений (отношения, дружба, взаимоуважение, взаимопонимание, любовь, единство), доводящий их понимание, иногда, до уровня полной непреставимости. Кроме того, имеет место недостаток эффективного педагогического инструментария, позволяющего выделять духовно-нравственный аспект при знакомстве ребенка с общечеловеческими ценностями; а также отсутствие универсальной, доступной для понимания всех субъектов, визуальной основы общепринятых норм и правил гармоничного взаимодействия.
Все вышеперечисленные факторы требуют от педагога поиска новых, эффективных технологий, методов и приемов работы, позволяющих развивать абстрактно-логическое мышление и парадоксальную логику, гармонизировать межсубъектные взаимодействия на всех уровнях образования посредством формирования универсальной визуальной основы, способствующей осуществлению согласованной работы как в образовательном учреждении одновременно с тремя субъектами (родитель, ребенок, педагог), так и в СО в целом.
Для решения вышеназванных задач в практику работы с детьми дошкольного возраста, предложен и успешно внедрен метод Кузнецовой Н.А. визуализации абстрактных понятий (далее – метод ВАП). Основанный на принципе резонансного согласования (сонастройки) индивидуальных норм субъектов с социальными духовно-нравственными нормами.
В педагогической практике визуализация (от лат. visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный) определена как процесс «…свертывания мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий [1].
Для развития навыка перехода в познании от «абстрактного» к «конкретному» и формирования визуальных образов абстрактных понятий, процессов, идей, установок, алгоритмов, моделей взаимодействия, основанных на духовно-нравственных принципах, предлагается система из восьми опорных образов Нормы (первообразов). Опорный образ Нормы – гармоничный природный образ (первообраз) - модель объективной реальности, демонстрирующий причинно-следственный характер связей окружающего мира, универсальные принципы, закономерности организации, функционирования и развития живых систем, включая человека, его состояния, процессы жизнедеятельности и межличностные отношения. В данной систему входит четыре образа (семя, древо, цветок, созревание плода), которые выражают фазовые переходы в цикле жизни растения (и, по подобию, – человека). А также еще четыре образа (спектр радуги, соты, чаша, сфера), позволяющие отобразить причинно-следственный, психолого-педагогический и духовно-нравственный аспекты данного цикла.
Выбор данных символических образов обусловлен тем, что на протяжении тысячелетий они ассоциируются с красотой и гармонией; являются общепризнанными во всех культурах и национальных традициях, символизируя базовые ценности, общечеловеческие универсалии; имеют сакральную (духовную) основу. В зависимости от целевой установки педагога опорный образ Нормы выступает как способ, инструмент формирования духовно-нравственных качеств ребенка, гармонизации психоэмоционального состояния и межличностных отношений, восприятия материальных и духовных ценностей; визуализации и согласования индивидуальных норм субъекта с социальными духовно-нравственными, морально-этическими нормами.
Универсальный характер и семантическая объемность визуальной основы, формируемой с помощью данных опорных образов Нормы, позволяют рассматривать жизненные ситуации, измеряя и оценивая их универсальной мерой, с учетом триединой природы мира и человека: дух –душа – тело. Введение ее в образовательный процесс ОУ обеспечивает настройку субъектов на единые образы Нормы, что позволяет синхронизировать их взаимодействия на уровне образовательного учреждения и системы образования в целом. Следует отметить, что универсальный характер визуальной основы, формируемой при работе по методу ВАП, позволяет не только учитывать индивидуальные особенности детей, но и одновременно, повышать профессиональную и психологическую готовность педагогов; формировать единое открытое информационно образовательное пространство с единой системой ценностей, нравственных ориентиров, прав и обязанностей для всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (родитель – ребенок – педагог).
К каждому опорному образу Нормы предлагается несколько производных от него образов, что позволяет педагогу визуализировать детям на широкой междисциплинарной основе все новые абстрактные понятия и демонстрировать все новые обобщающие связи, развивая навык восприятия тончайших нюансов, оттенков в миропонимании, в сфере человеческих взаимоотношений (включая денежные отношения).
Предлагаемый алгоритм педагогической деятельности с применением опорных образов Нормы по методу ВАП в самом общем виде состоит из трех этапов: 1) Визуализация основных закономерностей, принципов организации, функционирования и развития природного объекта (явления). 2) Перенос (проецирование) представлений об опорном образе Нормы на живую систему «Человек», процессы его жизнедеятельности, ситуации, состояния, сферу межличностных отношений. 3) Формирование визуальных образов закономерностей, принципов развития живых систем, человека и его отношений. данный алгоритм позволяет педагогу, оперируя парадоксальной логикой, вводить ребенка в мир универсалий (образы, понятия, алгоритмы поведения, позитивные установки), одинаково актуальных на всех этапах образования. При этом ребенок имеет возможность многократно одновременно слышать и видеть нормы, алгоритмы, модели поведения, (а также возможные варианты не-нормы и способы их преобразования), что помогает их освоению, переводу в знания, навыки и привычки поведения личности, неуклонному их соблюдению, слиянию мыслей, взглядов ребенка с его конкретными делами и поступками.
Говоря о преимуществах работы по методу ВАП, необходимо отметить архетипическую природу данных образов. Опираясь на учение К.Г. Юнга, использование опорных образов Нормы в качестве универсальной меры, эталона, образца можно охарактеризовать как «опосредованный путь, который соединяет сознательную и бессознательную реальности» субъекта, при котором «снимается разъединенность» и бессознательное, определяемое Юнгом как творческое начало в человеке, «оказывает всю поддержку и помощь, которую в переливающейся через край полноте может предоставить человеку милосердная природа». При этом материал, присовокупленный к сознанию, приводит к расширению последнего и дает в результате «углубленное самопознание, которое пригодно привить человеку чувство меры и гуманизировать его». Таким образом, применение в воспитании и образовании архетипичных опорных образов Нормы, актуализирует и усиливает (по принципу резонанса) механизм трансляции архетипов единства, целостности, полноты, совершенства, фиксированных в коллективном и индивидуальном бессознательном человека.
Практика работы в ДОУ показала, что применение в работе гармоничных, природосообразных опорных образов Нормы оказывает положительное влияние на развитие психических процессов у детей (память, внимание, наглядно-образное мышление и др.). Создаются благоприятные условия для возникновения соподчинения мотивов: преобладание обдуманных действий над импульсивными, поведение ребенка опосредуется определенными представлениями, правилами (произвольность поведения). У детей возрастает уровень рефлексии, повышается степень согласованности индивидуальных норм с социальными духовно-нравственными нормами. Происходит обогащение сенсорного, коммуникативного и нравственного опыта, исключение чувства превосходства или неполноценности и активизация когнитивного и личностного развития, что является важными показателями результативности работы педагогов ДОУ в условиях инклюзии.
Значительно повышается эффективность работы при использовании опорных образов Нормы в процессе общения с детьми, растущими в условиях родительской депривации, т.к. у педагога появляется возможность деликатно и тактично, в занимательной и доступной для понимания форме визуализировать данной категории детей модели нормы и не-нормы межличностных, в том числе семейных отношений. Удается, не травмируя психику детей и не усугубляя психологические травмы, опосредованно вести коррекцию эмоционально-волевой сферы.
В процессе педагогического общения опорные образы Нормы (первообразы) выступают одновременно в нескольких функциях: структурообразующей, регулирующей, контролирующей, информационной, аналитической, корректирующей, гармонизирующей, оздоравливающей, прогностической, обеспечивая режим энерго и здоровьесбережения для всех субъектов образовательно-воспитательного процесса.
За период апробации с 2011 по 2016 г. система опорных образов Нормы в совокупности с УМК, разработанным на ее основе (наглядно-дидактические пособия, игры, сказки, упражнения, раскраски, видеоспектакли, тренинги и деловые игры для педагогов и проч.) зарекомендовала себя как универсальный инновационный педагогический инструментарий. На основании вышеизложенного она определена нами к качестве Единой образовательной константы (далее – ЕОК). Универсализм и парадоксальный характер ЕОК позволяет использовать ее в работе одновременно со всеми субъектами в ОУ разного типа и уровня. Парадоксальность ЕОК проявляется в том, что она, будучи величиной постоянной, с необходимостью приводит к преобразованиям: переменам в сознании субъектов, обогащению предметно-развивающей среды, интеграции образовательного пространства ОУ. Междисциплинарный характер ЕОК позволяет рассматривать введение ее в образовательный процесс, как необходимое и достаточное условие укрепления связей детско-взрослой общности, синхронизации работы субъектов ОУ и элементов системы образования разного уровня, на принципе резонанса как связи, единства.
Учитывая требования современного образовательного стандарта, следует отметить, что введение ЕОК, применение метода Кузнецовой Н.А визуализации абстрактных понятий и системы опорных образов Нормы в педагогической практике общения с детьми и повышения профессиональной компетентности педагогов и родителей значительно повышает эффективность образовательно-воспитательного процесса при решении задач, выраженных в Законе «Об образовании Российской Федерации», запуская механизм неформального перехода к субъект-субъектному типу образовательных отношений.
Литература
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб: СОЮЗ, 1997.
- Кузнецова Н.А. Волновые технологии воспитания. Учебно-методическое пособие в 3-х частях. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2014 ISBN 978-5-91256-201-3
- Кузнецова Н. А. Опорные образы в воспитательно-образовательной работе. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256—133-7
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.:Питер, 20011 ISBN5-314-00016-4
- Юнг К.Г. Собрание сочинений. .Психология бессознательного/Пер. с нем. – М.: «Канон»+ РООИ «Реабилитация», 2014.- 320с. ISBN 978-5-88373-385-6