Жизнь современного человека тесно связана с деньгами и денежными взаимоотношениями. Однако проведенный нами социологический опрос показал, что практически никто из опрошенных пользователей (взрослых и подростков) не может без предварительного подсчета назвать точное количество купюр и монет в денежной системе своей страны. Для многих людей представления о ней носят достаточно абстрактный характер. В связи с этим закономерно возникает вопрос: Как можно эффективно взаимодействовать с деньгами, денежной системой, да и вообще с какой-либо системой (например, с человеком), не имея представлений об ее особенностях, основных закономерностях организации и функционирования?
Отсутствие понимания причинно-следственного характера связей денежной системы, ее духовно-нравственного аспекта приводит к искажениям в ее восприятии, а если точнее – в восприятии ее образа в сознании человека, представления человека о ней и, как следствие – норм и правил в сфере денежных взаимоотношений. В связи с эти нередко создается ситуация, когда человек уверен, что «... выгоднее нарушать законы и нравственные нормы, стремление к их соблюдению остается абстрактным. Подобный диссонанс – абстрактное признание одних норм и реальное следование другим, подчас прямо противоположным, как и всякий когнитивный диссонанс (Festinger, 1957), болезненно переживается человеком, порождает у него чувство внутренней дисгармонии, понижающее удовлетворенность жизнью» [72].
Сегодня много говорится о влиянии образов на психоэмоциональное состояние человека. Так например, Девид Бом – ученый-физик, известный своими работами по квантовой физике, философии и нейропсихологии, на основе анализа многочисленных экспериментальных исследований пришел к выводу, что «Зафиксированный в памяти образ может действовать на чувства с такой же силой, как и реальный предмет. Этот образ оказывает такое же сильное воздействие на физиологию тела, как и на психику. Это объясняется тем, что реальный и воображаемый опыт сводится к одному и тому же языку голографически организованных волновых форм» [66].
Вывод, который можно сделать из этого утверждения в контексте данной темы, простой: дезинтегрированное восприятие денежной системы не безобидно для психоэмоционального состояния и финансового благополучия человека. Но это только с одной стороны. А с другой – не менее вредно для самой денежной систем и экономики страны в целом. Качественный уровень образа денежной системы страны, его предметность, константность, целостность и нравственная основа определяют уровень и результаты взаимодействия с деньгами, духовно-нравственное развитие и материальный уровень благополучия человека, семьи, государства. Поэтому необходимо, начиная уже с дошкольного возраста, целенаправленно вести системную работу по формированию начальных представлений о деньгах.
При этом трудно переоценить роль зрительного анализатора. Не даром в народе говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому формирование у детей универсального для всех возрастных групп, образа денежной системы РФ должно иметь визуальную основу и касаться не только экономического аспекта, но и подготавливать условия для понимания духовно-нравственной основы денежных отношений.
Максимально обобщенный, визуальный целостный и, что принципиально важно, парадоксальный образ денежной системы, отображая причинно-следственный характер денежных отношений, позволит эффективно снимать противоречия, взаимоисключающие установки в сфере финансового благополучия и в значительной мере способствовать построению жизнеспособной системы денежных отношений и адекватных моделей финансового поведения. Вызывая уважительное отношение гражданина к национальной валюте своей страны, этот образ становится надежной опорой для устойчивого движения человека в любой социально-экономической ситуации.