Моисеева Л.В., Кузнецова Н.А., Круглая О.С.
г Екатеринбург
Кузнецовой Н.А. разработан волновой подход. " Волновая концепция воспитания основана на понимании единой энергоинформационной волновой природы и причинно-следственного характера мира, человека, его всестороннего здоровья и процессов жизнедеятельности, что позволяет рассматривать образовательный процесс и его результаты с точки зрения резонанса в его положительном (созидательном) и отрицательном (разрушительном) проявлении." (Кузнецова Н.А). Автором дано теоретическое обоснование "процесса совершенствования и самосовершенствования личности, формирования гармоничных межличностных отношений на принципах междисциплинарного подхода и парадоксальной (многомерной) логики." Актуализируя причинно-следственный характер содержания экологического образования и полученного результата взаимодействия субъектов образовательного процесса можно вскрыть общую причину внутрисемейных и социальных конфликтов, кризисов в разных сферах жизнедеятельности человека. общества и природы (в том числе системы образования) – разрыв связей в отношениях, возникающий в результате резонанса (усиления) личностных деструкций субъектов взаимодействия разного уровня.
Воспитание выступает "как гармоничный волновой энергоинформационный процесс взаимной актуализации и формирования духовно-нравственных норм (в виде понятий, образов) у субъектов посредством сонастройки и резонансного согласования их индивидуальных норм с социальными духовно-нравственными нормами с целью совершенствования и самосовершенствования живой системы «Человек – Человек». Данная система имеет причинно-следственный характер взаимоотношений, строящихся по принципу резонанса в его положительном проявлении как увеличения блага в любом его проявлении: повышение энергетического ресурса, жизненных сил и укрепление всестороннего здоровья, гармонизация отношений, повышение творческого потенциала, эволюция живой системы «Человек – Человек»." (Кузнецова Н.А)
С позиций волнового подхода мы рассматриваем Модель Экологической Картины Мира, основы педагогического мониторинга экологической образованности, личностно-ориентированной системы изучения природы, основанных на понимании триадности существования человека: Дух – душа – тело. Разработано содержание и структура Модели Экологической Картины Мира, закономерности ее формирования у дошкольников и младших школьников в процессе познавательной деятельности. Система знаний о природе и система способов ее изучения определены с учетом необходимости освоения современными детьми закономерностей построения гармоничных денежных отношений, когда деньги вступают в качестве инструмента преобразования человека и Мира. Для эффективного формирования у обучающихся субъективной Экологической Картины Мира, основанной на парадоксальной логике и на духовно-нравственных принципах, предложен инновационный метод Кузнецовой Н.А. и использована методика визуализации абстрактных понятий с использованием системы опорных образов Нормы.
Предлагаемый подход позволяет рассматривать экологическое образование в ситуации взаимодействия его субъектов с позиций резонанса в его разрушительном и созидательном значении. Для развития навыка осознанного установления резонанса в отношениях как красоты, связи, единства представлены циклы бесед с детьми, а также практическая работа с произведением «Сказание о Любви», где на примере цикла жизни дерева показан алгоритм визуализации абстрактных понятий общечеловеческих ценностей (уважение, любовь, согласие, единство и проч.) при формировании Экологической Картины Мира и установлении гармоничного единства системы «Человек – человек», «Человек – Вселенная».
Формирование с помощью гармоничных природных объектов и явлений визуальных образов духовно-нравственных норм, правил, установок взаимодействия снижает, нейтрализует и ведет профилактику разрушительных последствий резонанса личностных деструкций субъектов в виде разрыва связей в отношениях (в том числе в денежных), которые проявляются отсутствием индивидуальной субъективной Экологической Картины Мира. Применяя Волновой подход становится возможным, оперируя парадоксальной (непротиворечивой) логикой, восстановить на духовно-нравственной основе нарушенные межсубъектные связи, обеспечить восполнение энергетического ресурса и прирост жизненных сил; повысить степень согласованности действий, единства всех субъектов на принципах и закономерностях формирования представлений Экологической Картины Мира, ее непротиворечивости и парадоксальности.
Исследование выполнено по плану научно-исследовательских работ УрГПУ модернизации педагогического образования и включено в программу научно-исследовательских работ «Образование как средство развития региональных, этнокультурных, социокультурных, экологических и экономических систем Урала».
Реализацию Волнового подхода в экологическом образовании, возможно осуществить средствами сетевого взаимодействия между образовательными организациями. Технология такого взаимодействия включает следующие взаимосвязанные этапы: нормативно-целевой (определение цели: повышение качества образования и соответствующих оценочных показателей), измерительно-оценочный (разработка оценочных шкал и проведение экспертных процедур), прогностический (прогнозирование возможных эффектов), корррекционно внедренческий (выявление проблем и коррекция форм и средств, определение способов и механизмов диссеминации инновационного продукта).
Сетевое взаимодействие организаций в сфере образования является эффективным средством управления инновационной деятельностью и повышения качества образования в ДОО, если осуществляется на основе разработанной программы. Данная программа составлена в соответствии с принципами целенаправленности, целостности, разносторонности и согласованности действий. Применение наглядных пособий из УМК Проекта «Единство» позволило значительно обогатить предметно-развивающую среду ДОУ с введением в нее изображений гармоничных опорных образов Нормы как внешних сигналов-напоминаний. Создаются дополнительные благоприятные условия для развития предпосылок нравственных качеств дошкольников и повышения уровня их воспитанности. Обеспечивается такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором происходит его дальнейшая адаптация и социализация.
Информация по проекту размещена на сайте «Единство» и ДОУ. Педагоги, применяющие в своей работе УМК проекта, подтверждают его инновационный характер, отмечая, что данные пособия отличает новизна предлагаемых тем, высокий уровень эстетического исполнения, природосообразность и простота, возможность концентрировать внимание ребенка на красоте, гармонии окружающего мира, его порядке; на взаимосвязях и единстве; на сути изучаемых явлений.
Начиная с 2011г. в рамках реализации Волнового подхода средствами сетевого проекта, на базе МДОУ № 18г.Екатеринбурга создана опорная площадка .За период реализации проекта в ДОУ для педагогов автором проекта Кузнецовой Н.А. были проведены обучающие семинары, индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, мастер – классы по работе с системой опорных образов и наглядными пособиями по Волновым технологиям воспитания. Автор проекта осуществлял консультационную поддержку и сопровождение педагогов во время проведения занятий с детьми. На основе системы опорных образов были визуализированы модели, алгоритмы разных жизненных процессов, основные понятия профессиональной деятельности педагога: педагогическая задача, шкала компетентности, стили педагогического общения и т.д. В результате внедрения подхода на основе Волновой концепции и технологий воспитания повысилась профессиональная компетентность у педагогов. Педагоги расширили представления о причинно-следственных связях в образовательном процессе и в детско-родительских отношениях; о критериях компетентности педагога и родителя, о педагогических нормах и задачах. Это помогло им занять более уверенную позицию во взаимодействии с детьми из неполных, неблагополучных семей, в отношении которых, чаще всего принято замалчивать темы детско-родительских отношений, с целью не травмировать их психику.
Результаты реализации проекта докладывались на Евразийском конгрессе работников дошкольного образования ‑ 2014. на районных Педагогических чтениях 2014-2015 учебного года «Воспитание гражданина России: современные подходы, методы и формы», на Уральской международной выставке промышленности и инноваций «Иннопром-2012» и «Иннопром-2013». На выставке «Индустрия образования – 2012», прошедшей в Москве в ноябре 2012 года, был представлен методический комплект, разработанный автором Кузнецовой Н.А. совместно с педагогами детского сада. На Городском конкурсе сайтов муниципальных образовательных учреждений системы образования города Екатеринбурга со страницами/ разделами, посвященными Году ЭКОЛОГИИ ; МБДОУ – детский сад № 80, № 25; Детский дом № 5; МАОУ лицей № 12; общеобразовательная школа №73; СПТ «Строитель». В Городском Смотре ‑ конкурсе методических выставок дошкольных образовательных учреждений города Екатеринбурга.
На всех перечисленных мероприятиях учебно-методический комплект получил положительные отзывы педагогов, специалистов и родителей. По отзывам педагогов и родителей воспитанников, применение ВТВ в рамках реализации инновационного проекта «Единство» актуально и своевременно, поскольку способствует не только формированию знаний о природе , но созданию нравственного уклада жизнедеятельности всех субъектов образовательного процесса; гармонизации межсубъектных взаимодействий; формированию у воспитанников интегративных качеств на здоровьесберегающих подходах и их успешной социализации.
Таким образом, одной из форм реализации Волнового подхода в экологическом образовании выступает сетевое взаимодействие, которое способствует развитию исследовательской компетенции педагога как инструмента непрерывного повышения квалификации.
Литература
- Кузнецова Н.А. Волновые технологии воспитания. Учебно-методическое пособие в 3-х частях. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2014.
- Кузнецова Н. А. Опорные образы в воспитательно-образовательной работе. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012.
- Экологическая картина мира: закономерности формирования в период детства: Учебно-методическое пособие./ Екатеринбург. Издательский дом «Ажур» .", 2017. 266 с.