«В здоровом теле – здоровый дух!»
В соответствии с законом «Об образовании» дошкольное образовательное учреждение осуществляет работу по формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, сохранению и укреплению здоровья детей.
Практика работы с дошкольниками показывает, что для гармоничного развития личности ребенка необходимо рассматривать формирование его физических и духовно-нравственных качеств в тесной взаимосвязи.
Не редко приходится наблюдать неуверенность детей в себе, в своих силах; желание сравнивать свои достижения с достижениями сверстников, приводящее к завышенной или заниженной самооценке. Это снижает мотивацию ребенка на занятия физкультурой, замедляет темпы его физического развития. Иногда ребенок, имеющий высокие показатели физического развития, использует в негативном контексте своё физическое превосходство, стремится доминировать над сверстниками: высмеивает личные результаты других детей, применяет физическую силу для достижения желаемой цели, не считаясь с интересами других.
Педагогу важно дать понимание детям, что физическая сила необходима человеку не ради силы. Сила - это источник красоты, радости, здоровья, человеколюбия, инструмент созидания; источник красивых, гармоничных отношений..
Поиск новых приемов работы в сфере физического развития дошкольника побудил педагогов и родительскую общественность на апробацию «Комплекса ГТО». Инициатива была поддержана Советом МБДОУ.
Наше образовательное учреждение является инновационной площадкой по реализации проекта «Единство», основанного на Волновых технологиях воспитания. Мы использовали положительный опыт работы по данному проекту. Для этого при организации двигательной деятельности педагоги применяют систему гармоничных опорных образов Нормы, основанных на красивых природных явлениях как инструмент формирования предпосылок нравственных качеств ребенка. Ее применение позволяет визуализировать у детей абстрактные представления о базовых духовно - нравственных ценностях, формировать модели и алгоритмы поведения для достижения успеха, в сфере физической культуры и спорта.
Например, для некоторых детей свойственно бросать начатое дело из-за первой неудачной попытки при выполнении физических упражнений. Для формирования мотивации и укрепления их веры в себя, свои силы используется наглядное пособие «Мы растем, мы созреваем!».
Демонстрируя его как путь спортивных достижений человека, педагог создает условия для развития целеустремленности, устойчивости, позитивной оценки даже самых малых своих спортивных результатов.
С помощью опорного образа «Цветок» дети выстраивают «Цветочек Здоровья», где каждый лепесток символизирует определенные виды спортивной деятельности.
«Цветок спортивного мастерства». В результате ребенок ассоциирует свойства и качества природного образа «цветок» со здоровым образом жизни человека.
Мы разрабатываем игры на основе ООН и изготавливаем к ним инвентарь с элементами цветогармонизации.
В результате психологизации двигательной деятельности детей происходит одновременно профилактика и коррекция личностных деструкций, гармонизация образа «Я» ребенка, его эмоционально-волевой и мотивационной сфер. . У детей формируются предпосылки нравственных качеств. Занятия спортом и здоровый образ жизни ассоциируются у них с радостью, красотой, порядком, единством, доброжелательностью в отношениях
Опыт работы по применению Волновых технологий воспитания показал, что происходит:
- актуализация духовно-нравственного аспекта в сфере физического развития дошкольника
- синхронизируется деятельность педагога, родителя и ребенка,
- повышается степень согласованности индивидуальных норм субъектов с социальными (включая нормативы комплекса ГТО).
- возникает естественная потребность в совершенствовании своего физического тела как необходимое условие успешной социализации на духовно-нравственных принципах.
Гармонизация межсубъектных взаимодействий