Дошкольная образовательная организация в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» осуществляет деятельность по формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств, сохранению и укреплению здоровья детей. На этапе дошкольного образования формируются основы здоровья подрастающего поколения - духовно-нравственного, социально-экологического и физического.
Одним из средств, способствующих решению современных задач дошкольного образования особенно в связи с введением ФГОС, является инновационный проект «Единство», основанный на Волновых технологиях воспитания. Цель проекта – гармонизация межсубъектных отношений «родитель – ребенок – педагог» на здоровьесберегающих принципах посредством применения метода Кузнецовой Н.А. визуализации абстрактных понятий и опорных образов Нормы.
Опыт деятельности ДОУ № 18, в педагогическую практику которого была введена и в течение двух лет успешно реализуется система универсальных опорных образов Нормы, сегодня используется в ряде ДОУ и школ Верх-Исетского района города Екатеринбурга.
Опорный образ Нормы представляет собой общеизвестный и общепризнанный, универсальный, высоко эстетичный, гармоничный зрительный природный образ-модель объективной реальности (радуга, семя, цветок, дерево и т.д.), демонстрирующий принципы организации, функционирования и развития живых систем. Система опорных образов Нормы представляет собой структуру из восьми природных, гармоничных, взаимосвязанных по смыслу, опорных образов Нормы и нескольких производных от них образов.
Система опорных образов Нормы
|
Опорный образ Нормы |
1 |
Цветовой спектр радуги |
2 |
Семя |
3 |
Цветок |
4 |
Древо |
5 |
Созревание |
6 |
Соты |
7 |
Сфера |
8 |
Чаша |
Используя опорные образы Нормы педагог раскрывает детям причинно-следственный, духовно-нравственный и психолого-педагогический аспекты хорошо знакомых природных явлений, а затем помогает осуществить перенос их свойств на процессы жизнедеятельности, состояния человека и сферу межличностных отношений.
С помощью опорных образов Нормы педагог в процессе бесед, игр, упражнений визуализирует детям на высоком эстетичном уровне в доступной для понимания ребенка образно-символической форме абстрактные понятия о базовых духовно-нравственных ценностях (отношения, дружба, порядок, взаимоуважение, благодарность, единство и т.д.). Таким образом, педагог на этапе дошкольного образования вводит ребенка в мир универсалий (образы, понятия, алгоритмы поведения, позитивные установки), одинаково актуальных как на этапе дошкольного, так и на этапе школьного и профессионального образования.
В зависимости от целевой установки педагога опорный образ Нормы выступает как способ, инструмент:
- формирования духовно-нравственных качеств ребенка;
- гармонизации психоэмоционального состояния;
- гармонизации межличностных отношений (в том числе детско-родительских) и восприятия материальных и духовных ценностей;
- визуализации и согласования индивидуальных норм субъекта с социальными духовно-нравственными, морально-этическими нормами;
- формирования единого открытого семантического информационно образовательного пространства с единой системой ценностей, нравственных ориентиров, прав и обязанностей для всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (родитель – ребенок – педагог).
Опорные образы Нормы выступают одновременно в нескольких функциях: структурообразующей, регулирующей, контролирующей, информационной, аналитической, корректирующей, гармонизирующей, оздоравливающей, прогностической.
Следует отметить, что применение опорных образов Нормы значительно повышает эффективность образовательно-воспитательного процесса в работе с разными категориями детей, имеющих проблемы адаптационного характера:
- одаренных детей;
- детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях;
- детей-инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья;
- детей-сирот;
- детей с девиантным поведением;
- детей мигрантов, не владеющих русским языком;
- детей разных национальностей и вероисповеданий
Педагог предлагает детям определенное образовательное содержание, обращая внимание детей на один из опорных образов Нормы. Тематические беседы проводятся в форме диалога таким образом, что ребенок не просто пассивно воспринимает готовую информацию, передаваемую ему воспитателем, а размышляет, высказывает свою точку зрения, обосновывает, приводит примеры, исследует, наблюдает и совместно с педагогом делает выводы.
В соответствии со специально разработанными методическими пособиями педагог задает вопросы, ответы на которые обеспечивают ребенку ситуацию успеха и положительное эмоциональное состояние и при этом обязательно способствуют расширению, углублению его представлений о данном природном образе (явлении), его свойствах, закономерностях его развития и его взаимосвязи с другими природными явлениями. Отвечая на вопросы педагога, дети самостоятельно добывают знания, ориентируясь на предлагаемые опорные образы Нормы, на визуализированные противоречия и взаимосвязи его структурных элементов. Таким образом, знания не передаются педагогом в готовом виде, а актуализируются у детей, благодаря чему успешно осваиваются в процессе совместной деятельности, сотрудничества взрослого и ребенка.
Затем с помощью педагога или самостоятельно дети осуществляют перенос выявленных (визуализированных) свойств опорного образа Нормы на процессы жизнедеятельности человека, его личностное развитие, на нормы и правила его поведения. Таким образом, формируется визуальная основа для понимания ими и принятия морально-этических норм и правил поведения в качестве доминанты. Дети научаются конструктивному взаимодействию с взрослым и сверстниками в процессе реальной деятельности, что способствует развитию коммуникативных навыков, как необходимого компонента учебной деятельности на этапе школьного образования.
Для повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса предлагается размещение в предметно-развивающей среде ДОУ и образовательной среде школы одних и тех же наглядных пособий с изображением опорных образов Нормы. Наблюдения педагогов показывают, что многократно повторяющийся эффект узнавания воспитанниками и обучающимися предлагаемых универсальных опорных образов Нормы в новых контекстах на последующих этапах познания, обучения (при переходе в новую группу в ДОУ, в следующий класс в школе) с постоянным углублением их сути создает детям зону психологического комфорта, является стабилизирующим фактором их психоэмоционального состояния.
Работа с применением опорных образов Нормы включает в себя проведение различных мероприятий: беседы, игры, упражнения, раскраски, чтение сказок и т.д. Например, на основе опорного образа Нормы «Семя» проводятся тематические беседы: «Семя и плод», «О чем знает семечко?», «Что посеешь, то и пожнешь», «Фруктовые сказки» и т.д. На последующих этапах работы для закрепления материала предлагается нарисовать рисунок на тему «Дружба Семени и Плода», раскрасить раскраску «Пробуждение семени», построить композицию из семян, вылепить из пластилина форму семени и плода и т.д., что способствует закреплению, усвоению новых знаний детьми.
С помощью опорного образа Нормы «Цветок », «Спектр радуги» и плавного перехода цветов в нем визуализируется целостный образ гармоничной системы отношений человека «Цветок отношений», нормы (и не-нормы) поведения при межличностном взаимодействии. Сохранение идентичности, проявление своей уникальности и неповторимости рассматривается как необходимое условие построения отношений дружбы, согласия, взаимоуважения, взаимопонимания.
На основе опорного образа Нормы «Сфера» (Мой путь мастера) у детей формируется ценностное отношение к детско-родительским, семейным отношениям, а также целостное представление об этапах социализации каждого современного человека как необходимых условий успешности человека.
На основе опорного образа Нормы «Созревание» на примере созревания плодов помидора формируется и визуализируется постепенность, цикличность, парадоксальность развития живых процессов, в том числе процессов жизнедеятельности человека, его личностных качеств, повышения уровня мастерства. Выполнение текущих обязанностей показано как необходимое условие получения новых прав и раскрытия новых возможностей человека.
Практика показала, что в результате применения педагогом системы опорных образов Нормы в процессе воспитания и образования происходит актуализация духовно-нравственного потенциала игры как ведущего вида деятельности ребенка. У детей формируется универсальная, визуальная основа для понимания и запоминания абстрактных понятий о базовых общечеловеческих ценностях, духовно-нравственных нормах, правилах поведения, что значительно облегчает усвоение детьми новых норм и правил на каждом этапе образования – в ДОУ и школе. При этом дети:
- начинают воспринимать позитивно морально-этические нормы и правила поведения, а также их изучение и соблюдение как необходимое условие успешной жизнедеятельности, способны визуализировать в образно-символической форме образы их нормы и не-нормы;
- осваивают навык бесконфликтного общения, учатся сдерживать при необходимости резкие выражения чувств;
- осваивают модели поведения на духовно-нравственных принципах;
Кроме этого, у детей развивается навык видения причинно-следственных связей окружающего мира и межличностных отношений через визуализацию соответствия: «позитивная причина – позитивное следствие, негативная причина – негативное следствие»; повышается степень согласованности индивидуальных норм с социальными духовно-нравственными нормами; повышается уровень рефлексии. Между родителями и педагогами ДОУ и школы повышается уровень согласованности в понимании готовности ребенка к обучению в школе. Если ДОУ и школа используют в своей работе систему опорных образов Нормы, то формируется единое для всех субъектов семантическое информационно-образовательное пространство.
Применение в работе гармоничных, природосообразных опорных образов Нормы оказывает положительное влияние на развитие психических процессов у детей (память, внимание, наглядно-образное мышление и др.). Создаются благоприятные условия для возникновения соподчинения мотивов: преобладание обдуманных действий над импульсивными, поведение ребенка опосредуется определенными представлениями, правилами (произвольность поведения). Происходит развитие эмоционально-волевой и мотивационной сфер, обеспечивается такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором происходит его успешная адаптация и социализация.