АНО Единство

АНО "ЕДИНСТВО"

620014 ул. Попова 7 а/я 38
+7 (912) 03-65-473
Заказать звонок
finedukation@unity1.ru
О центре
О нас
Новости
Отзывы
Публикации и доклады
Издания
Разработки
Статьи
Партнеры
Проекты
Образовательные программы ДОУ, СОШ
Курсы повышения квалификации
Бесплатный вебинар
  • ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ КУРС «ФИНАНСОВОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПАХ
Курсы
  • Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников и младших школьников
  • Инновационные технологии финансового воспитания младших школьников, 72 ак. часа
  • Инновационные технологии финансового воспитания дошкольников, 72 ак. часа
Сетевая площадка
Сведения об образовательной организации
О центре
  • О нас
  • Новости
  • Отзывы
  • Публикации и доклады
  • Издания
  • Разработки
  • Статьи
  • Партнеры
  • Проекты
Образовательные программы ДОУ, СОШ
Курсы повышения квалификации
  • Бесплатный вебинар
    • ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ КУРС «ФИНАНСОВОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПАХ
  • Курсы
    • Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников и младших школьников
    • Инновационные технологии финансового воспитания младших школьников, 72 ак. часа
    • Инновационные технологии финансового воспитания дошкольников, 72 ак. часа
Сетевая площадка
Сведения об образовательной организации
    Личный кабинет
    О центре
    О нас
    Новости
    Отзывы
    Публикации и доклады
    Издания
    Разработки
    Статьи
    Партнеры
    Проекты
    Образовательные программы ДОУ, СОШ
    Курсы повышения квалификации
    Бесплатный вебинар
    • ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ КУРС «ФИНАНСОВОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПАХ
    Курсы
    • Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников и младших школьников
    • Инновационные технологии финансового воспитания младших школьников, 72 ак. часа
    • Инновационные технологии финансового воспитания дошкольников, 72 ак. часа
    Сетевая площадка
    Сведения об образовательной организации
    АНО Единство
    О центре
    • О нас
    • Новости
    • Отзывы
    • Публикации и доклады
    • Издания
    • Разработки
    • Статьи
    • Партнеры
    • Проекты
    Образовательные программы ДОУ, СОШ
    Курсы повышения квалификации
    • Бесплатный вебинар
      • ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ КУРС «ФИНАНСОВОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПАХ
    • Курсы
      • Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников и младших школьников
      • Инновационные технологии финансового воспитания младших школьников, 72 ак. часа
      • Инновационные технологии финансового воспитания дошкольников, 72 ак. часа
    Сетевая площадка
    Сведения об образовательной организации
      Личный кабинет
      АНО Единство
      • О центре
        • Назад
        • О центре
        • О нас
        • Новости
        • Отзывы
        • Публикации и доклады
        • Издания
        • Разработки
        • Статьи
        • Партнеры
        • Проекты
      • Образовательные программы ДОУ, СОШ
      • Курсы повышения квалификации
        • Назад
        • Курсы повышения квалификации
        • Бесплатный вебинар
          • Назад
          • Бесплатный вебинар
          • ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ КУРС «ФИНАНСОВОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПАХ
        • Курсы
          • Назад
          • Курсы
          • Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников и младших школьников
          • Инновационные технологии финансового воспитания младших школьников, 72 ак. часа
          • Инновационные технологии финансового воспитания дошкольников, 72 ак. часа
      • Сетевая площадка
      • Сведения об образовательной организации
      • Мой кабинет
      • +7 (912) 03-65-473
      620014 ул. Попова 7 а/я 38
      finedukation@unity1.ru
      • Вконтакте
      • Instagram
      • YouTube
      • Главная
      • Методики
      • статьи
      • ОПОРНЫЙ ОБРАЗ НОРМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА ЭТАПАХ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

      ОПОРНЫЙ ОБРАЗ НОРМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА ЭТАПАХ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

      Дошкольная образовательная организация в соответствии с  Законом  «Об образовании в Российской Федерации» осуществляет деятельность по формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств, сохранению и укреплению здоровья детей. На этапе дошкольного образования формируются основы здоровья подрастающего поколения - духовно-нравственного, социально-экологического и физического.

      Одним из средств, способствующих  решению современных задач дошкольного образования особенно в связи с введением ФГОС,  является инновационный проект «Единство», основанный на Волновых технологиях воспитания. Цель проекта – гармонизация межсубъектных отношений «родитель – ребенок – педагог» на здоровьесберегающих принципах посредством применения метода Кузнецовой Н.А. визуализации абстрактных понятий и опорных образов Нормы.

      Опыт деятельности  ДОУ № 18, в педагогическую  практику которого была  введена и в течение двух лет успешно реализуется  система универсальных  опорных образов Нормы, сегодня используется в ряде ДОУ и школ Верх-Исетского района города Екатеринбурга.

      Опорный образ Нормы представляет собой общеизвестный и общепризнанный, универсальный, высоко эстетичный, гармоничный зрительный природный образ-модель объективной реальности (радуга, семя, цветок, дерево и т.д.), демонстрирующий принципы организации, функционирования и развития живых систем. Система опорных образов Нормы представляет собой структуру из восьми природных, гармоничных, взаимосвязанных по смыслу, опорных образов Нормы и нескольких производных от них образов.

      Система опорных образов Нормы

       

         

      Опорный образ Нормы

      1

      Цветовой спектр радуги

      2

      Семя

      3

      Цветок

      4

      Древо

      5

      Созревание

      6

      Соты

      7

      Сфера

      8

      Чаша

       

       Используя опорные образы Нормы педагог раскрывает детям причинно-следственный, духовно-нравственный и психолого-педагогический аспекты хорошо знакомых природных явлений, а затем помогает осуществить перенос их свойств на процессы жизнедеятельности, состояния человека и  сферу межличностных отношений.

      С помощью опорных образов Нормы педагог в процессе бесед, игр, упражнений  визуализирует детям на высоком эстетичном уровне  в доступной для понимания ребенка образно-символической форме абстрактные понятия о базовых  духовно-нравственных ценностях (отношения, дружба, порядок, взаимоуважение, благодарность, единство и т.д.). Таким образом, педагог на этапе дошкольного образования вводит ребенка в мир универсалий (образы, понятия, алгоритмы поведения, позитивные установки), одинаково актуальных как на этапе дошкольного, так и на этапе школьного и  профессионального образования.

      В зависимости от целевой установки педагога опорный образ Нормы выступает как способ, инструмент:

      • формирования духовно-нравственных качеств ребенка;
      • гармонизации психоэмоционального состояния;
      • гармонизации межличностных отношений (в том числе детско-родительских) и восприятия материальных и духовных ценностей;
      • визуализации и согласования индивидуальных норм субъекта с социальными духовно-нравственными, морально-этическими нормами;
      • формирования единого открытого семантического информационно образовательного пространства с единой системой ценностей, нравственных ориентиров, прав и обязанностей для всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (родитель – ребенок – педагог).

      Опорные образы Нормы выступают одновременно в нескольких функциях: структурообразующей, регулирующей, контролирующей, информационной, аналитической, корректирующей, гармонизирующей, оздоравливающей, прогностической.

                   Следует отметить, что применение опорных образов Нормы значительно повышает эффективность образовательно-воспитательного процесса в работе с разными категориями детей, имеющих проблемы адаптационного характера:

      • одаренных детей;
      • детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях;
      • детей-инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья;
      • детей-сирот;
      • детей с девиантным поведением;
      • детей мигрантов, не владеющих русским языком;
      • детей разных национальностей и вероисповеданий

      Педагог предлагает  детям определенное образовательное содержание, обращая внимание детей на один из опорных образов Нормы. Тематические беседы проводятся в форме диалога  таким образом, что ребенок  не просто пассивно воспринимает готовую информацию, передаваемую ему воспитателем, а размышляет, высказывает свою точку зрения, обосновывает, приводит примеры, исследует, наблюдает и  совместно с педагогом делает выводы.

      В соответствии со специально разработанными  методическими пособиями педагог задает  вопросы, ответы на которые обеспечивают ребенку ситуацию успеха и положительное эмоциональное состояние и при   этом  обязательно способствуют расширению, углублению его представлений о данном природном образе (явлении), его свойствах,  закономерностях его развития и его взаимосвязи с другими природными явлениями. Отвечая на вопросы педагога, дети самостоятельно добывают знания, ориентируясь на предлагаемые опорные образы Нормы, на визуализированные противоречия и взаимосвязи его структурных элементов. Таким образом, знания не передаются педагогом  в готовом виде, а актуализируются у детей,  благодаря чему успешно осваиваются в процессе совместной деятельности, сотрудничества взрослого  и ребенка.

      Затем с помощью педагога или самостоятельно дети осуществляют перенос выявленных (визуализированных) свойств опорного образа Нормы  на процессы жизнедеятельности человека, его личностное развитие, на нормы и правила его поведения. Таким образом, формируется визуальная основа для понимания ими и принятия  морально-этических норм и правил поведения в  качестве доминанты. Дети научаются конструктивному взаимодействию с взрослым и сверстниками в процессе реальной деятельности, что способствует развитию коммуникативных навыков, как необходимого компонента учебной деятельности на этапе школьного образования.

      Для повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса предлагается  размещение в предметно-развивающей среде ДОУ и образовательной среде школы одних и тех же наглядных пособий с изображением опорных образов Нормы. Наблюдения педагогов показывают, что многократно повторяющийся эффект узнавания воспитанниками и обучающимися предлагаемых универсальных опорных образов Нормы в новых контекстах на последующих этапах познания, обучения (при переходе в новую группу в ДОУ, в следующий класс в школе) с постоянным углублением их сути создает детям зону психологического комфорта, является стабилизирующим фактором их психоэмоционального состояния.

      Работа с применением опорных образов Нормы включает в себя проведение различных мероприятий: беседы, игры, упражнения, раскраски, чтение сказок и т.д. Например, на основе опорного образа Нормы «Семя»  проводятся тематические беседы: «Семя и плод», «О чем знает семечко?», «Что посеешь, то и пожнешь», «Фруктовые сказки»  и т.д. На последующих этапах работы  для закрепления материала предлагается  нарисовать рисунок на тему «Дружба Семени и Плода», раскрасить раскраску «Пробуждение семени», построить композицию из семян, вылепить из пластилина форму семени и плода и т.д., что  способствует закреплению, усвоению новых знаний детьми.

      С помощью опорного образа Нормы «Цветок »,  «Спектр радуги» и плавного перехода цветов в нем  визуализируется целостный образ гармоничной системы отношений человека «Цветок отношений»,  нормы (и не-нормы) поведения при межличностном взаимодействии. Сохранение идентичности, проявление своей уникальности и неповторимости рассматривается как необходимое условие построения отношений дружбы, согласия, взаимоуважения, взаимопонимания.

      На основе  опорного образа Нормы «Сфера» (Мой путь мастера) у детей формируется ценностное отношение к детско-родительским, семейным  отношениям, а также целостное представление об этапах социализации каждого современного человека как необходимых условий успешности человека.

      На основе опорного образа Нормы «Созревание»  на примере созревания плодов помидора формируется и визуализируется постепенность,  цикличность, парадоксальность развития живых процессов, в том числе процессов жизнедеятельности человека, его личностных качеств, повышения уровня мастерства. Выполнение текущих обязанностей показано как необходимое условие получения новых прав и раскрытия новых возможностей человека.

      Практика показала, что в  результате применения педагогом системы опорных образов Нормы в процессе воспитания и образования происходит актуализация духовно-нравственного потенциала игры как ведущего вида деятельности ребенка. У детей формируется универсальная, визуальная основа для понимания и запоминания абстрактных понятий о базовых общечеловеческих ценностях, духовно-нравственных нормах, правилах поведения, что значительно облегчает  усвоение детьми новых норм и правил на каждом этапе образования – в ДОУ и школе. При этом дети:

      •  начинают воспринимать позитивно морально-этические нормы и правила поведения, а также их изучение и соблюдение как необходимое условие  успешной жизнедеятельности, способны визуализировать в образно-символической форме образы их нормы и не-нормы;
      • осваивают навык бесконфликтного общения,  учатся сдерживать при необходимости резкие выражения чувств;
      • осваивают модели поведения на духовно-нравственных принципах;

      Кроме этого, у детей развивается навык видения причинно-следственных связей окружающего мира и межличностных отношений через визуализацию соответствия: «позитивная причина – позитивное следствие, негативная причина – негативное следствие»; повышается степень согласованности индивидуальных норм с социальными духовно-нравственными нормами; повышается уровень рефлексии. Между родителями и педагогами ДОУ и школы  повышается уровень согласованности  в понимании готовности ребенка к обучению в школе.  Если ДОУ и школа   используют в своей работе систему опорных образов Нормы, то формируется единое для всех субъектов семантическое информационно-образовательное пространство.

      Применение в работе гармоничных, природосообразных опорных образов Нормы оказывает положительное влияние на развитие психических процессов у детей (память, внимание, наглядно-образное мышление и др.). Создаются благоприятные условия для возникновения соподчинения мотивов: преобладание обдуманных действий над импульсивными, поведение ребенка опосредуется определенными представлениями, правилами (произвольность поведения). Происходит развитие эмоционально-волевой и мотивационной сфер, обеспечивается такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором происходит его успешная адаптация и социализация.


      Назад к списку Следующая статья
      • О нас
      • Новости
      • Преподаватели
      • Отзывы
      • Документы
      • Публикации и доклады
      • Издания
      • Ресурсные центры
      • Статьи
      • Партнеры
      • Проекты
      Понравилась статья?
      Подпишитесь на нашу рассылку и будьте в курсе
      Подписаться
      Облако тегов
      обучение подготовка к школе развитие раннее развитие
      Это интересно
      • Азбука ценностей
      • Игровой кейс цветок отношений
      • ОПОРНЫЙ ОБРАЗ НОРМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ
      • ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ КАК ОСНОВА ФИНАНСОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
      • АКТУАЛЬНОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ ВОЛНОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
      • ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА У ДЕТЕЙ
      • ВОЛНОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ АПРОБАЦИИ ВФСК В ДОУ.
      • ПРИМЕНЕНИЕ ВОЛНОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ
      • ЕДИНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОНСТАНТА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
      • РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЛНОВОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ НА УРАЛЕ
      • ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
      Учебный центр
      О нас
      Новости
      Отзывы
      Публикации и доклады
      Издания
      Разработки
      Статьи
      Партнеры
      Проекты
      Программы
      Для детских садов
      Для школ
      Мероприятия
      +7 (912) 03-65-473
      Заказать звонок
      620014 ул. Попова 7 а/я 38
      finedukation@unity1.ru
      Спасибо!
      Страница управления подпиской
      © 2025 ЛИЦЕНЗИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ №20493 от 05.04.2021 года выдана Министерством образования и молодежной политики Свердловской области

      Все материалы сайта АНО «Единство» защищены авторским правом (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.