АНО Единство

АНО "ЕДИНСТВО"

620014 ул. Попова 7 а/я 38
+7 (912) 03-65-473
Заказать звонок
finedukation@unity1.ru
О центре
О нас
Новости
Отзывы
Публикации и доклады
Издания
Разработки
Статьи
Партнеры
Проекты
Образовательные программы ДОУ, СОШ
Курсы повышения квалификации
Бесплатный вебинар
  • ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ КУРС «ФИНАНСОВОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПАХ
Курсы
  • Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников и младших школьников
  • Инновационные технологии финансового воспитания младших школьников, 72 ак. часа
  • Инновационные технологии финансового воспитания дошкольников, 72 ак. часа
Сетевая площадка
Сведения об образовательной организации
О центре
  • О нас
  • Новости
  • Отзывы
  • Публикации и доклады
  • Издания
  • Разработки
  • Статьи
  • Партнеры
  • Проекты
Образовательные программы ДОУ, СОШ
Курсы повышения квалификации
  • Бесплатный вебинар
    • ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ КУРС «ФИНАНСОВОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПАХ
  • Курсы
    • Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников и младших школьников
    • Инновационные технологии финансового воспитания младших школьников, 72 ак. часа
    • Инновационные технологии финансового воспитания дошкольников, 72 ак. часа
Сетевая площадка
Сведения об образовательной организации
    Личный кабинет
    О центре
    О нас
    Новости
    Отзывы
    Публикации и доклады
    Издания
    Разработки
    Статьи
    Партнеры
    Проекты
    Образовательные программы ДОУ, СОШ
    Курсы повышения квалификации
    Бесплатный вебинар
    • ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ КУРС «ФИНАНСОВОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПАХ
    Курсы
    • Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников и младших школьников
    • Инновационные технологии финансового воспитания младших школьников, 72 ак. часа
    • Инновационные технологии финансового воспитания дошкольников, 72 ак. часа
    Сетевая площадка
    Сведения об образовательной организации
    АНО Единство
    О центре
    • О нас
    • Новости
    • Отзывы
    • Публикации и доклады
    • Издания
    • Разработки
    • Статьи
    • Партнеры
    • Проекты
    Образовательные программы ДОУ, СОШ
    Курсы повышения квалификации
    • Бесплатный вебинар
      • ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ КУРС «ФИНАНСОВОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПАХ
    • Курсы
      • Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников и младших школьников
      • Инновационные технологии финансового воспитания младших школьников, 72 ак. часа
      • Инновационные технологии финансового воспитания дошкольников, 72 ак. часа
    Сетевая площадка
    Сведения об образовательной организации
      Личный кабинет
      АНО Единство
      • О центре
        • Назад
        • О центре
        • О нас
        • Новости
        • Отзывы
        • Публикации и доклады
        • Издания
        • Разработки
        • Статьи
        • Партнеры
        • Проекты
      • Образовательные программы ДОУ, СОШ
      • Курсы повышения квалификации
        • Назад
        • Курсы повышения квалификации
        • Бесплатный вебинар
          • Назад
          • Бесплатный вебинар
          • ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ КУРС «ФИНАНСОВОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПАХ
        • Курсы
          • Назад
          • Курсы
          • Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников и младших школьников
          • Инновационные технологии финансового воспитания младших школьников, 72 ак. часа
          • Инновационные технологии финансового воспитания дошкольников, 72 ак. часа
      • Сетевая площадка
      • Сведения об образовательной организации
      • Мой кабинет
      • +7 (912) 03-65-473
      620014 ул. Попова 7 а/я 38
      finedukation@unity1.ru
      • Вконтакте
      • Instagram
      • YouTube
      • Главная
      • Методики
      • статьи
      • ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА У ДЕТЕЙ

      ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА У ДЕТЕЙ

      Е.А. Данилкина, И.А. Пальгуева,

      В рамках данной статьи представлен опыт успешного сотрудничества ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 5», организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и автономной некоммерческой организации содействия образованию и воспитанию «Единство», внедряющей Волновые технологии воспитания.

      Согласно рекомендации Министерства общего и профессионального образования Свердловской области ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 5» в 2012 году стал базовой площадкой для реализации инновационного проекта «Единство», основанного на Волновой концепции воспитания, где образовательный процесс и межличностные отношения рассматриваются на основе представлений о единой волновой природе мира, человека и его всестороннего здоровья (физического, психологического, духовно-нравственного).

      Волновые технологии воспитания (далее – ВТВ) представляют собойсовокупность универсальных методов, приемов, способов, средств, алгоритмов деятельности педагогов, которые  основаны на резонансе (единстве, гармонии) цвета, формы и звука. ВТВ – это технологии, которые позволяют с помощью системы природосообразных, общепризнанных, универсальных гармоничных опорных образов Нормы (спектр радуги, семя, цветок, древо и т.д.) визуализировать у субъектов образовательного процесса абстрактные понятия о базовых духовно-нравственных ценностях, формировать единые нормы и правила поведения.

      Использование опорного образа Нормы в процессе педагогического взаимодействия взрослого и ребенка позволяет раскрывать причинно-следственный, духовно-нравственный и психолого-педагогический аспекты природных явлений, процессов жизнедеятельности и состояний человека. ВТВ, реализуя энерго- и здоровьесберегающий принципы способствуют формированию морально-этических норм, правил поведения воспитанников, гармонизации психоэмоционального состояния детей вне зависимости от уровня их физического и интеллектуального развития.

      Универсальность ВТВ позволяет осуществлять работу одновременно с тремя субъектами образования: ребенок, педагог, родители (приемные или биологические), формируя у них систему единых ценностей. В связи с этим, реализуются следующие направления:

      1. работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, имеющими ограниченные возможности здоровья,
      2. работа с педагогическим коллективом (воспитатели и педагог-психолог),
      3. работа с кандидатами в замещающие родители.

      Организация работы с детьми предполагала включение в образовательный процесс занятий, тематических бесед, игр и упражнений, основанных на системе опорных образов Нормы. Необходимо отметить, что до начала апробации ВТВ (ноябрь 2012 г.) в результате целенаправленных бесед с детьми было выявлено, что у воспитанников детского дома не сформированы ясные представления о семье, межличностных отношения и базовых ценностях. В связи с этим профилактика синдрома социального сиротства оказалась актуальной. Были выбраны контрольная и экспериментальная группы (№ 3, 6 – экспериментальные, № 2, 5, 7 – контрольные), с которыми была проведена работа с использованием различных форм (групповая и индивидуальная формы работы, учебные и дополнительные занятия, кружковая деятельность) по следующим темам: Опорный образ «Цветовой спектр радуги», Опорный образ «Семя», Опорный образ «Цветок», Опорный образ «Древо» (Древо денежной системы РФ»), Опорный образ «Созревание», Опорный образ «Радужные соты», Опорный образ «Дом – полная чаша», Опорный образ «Жизненный путь Человека – мой путь Мастера». Для наиболее эффективного усвоения материала в работе с детьми были использованы цветовая видеогармонизация, раскраски, рисунки, аппликации, моделирование с тканевыми лоскутами, дидактические игры «Спектральная мозаика» и «Созревание». Результат совместной работы с детьми представлены на рисунке 1.

       

      Рис. 1. Выполнение образовательной программы в группах*

      * Примечание: синим цветом выделены контрольные группы (группы № 2, 5, 7), розовым – отмечены экспериментальные группы (группы № 3, 6)

      Необходимо отметить наличие положительной динамики у детей экспериментальной группы, их заинтересованность, желание заниматься и положительный эмоциональный отклик. В результате проведенной работы у детей были сформированы и визуализированы представления о морально-этических нормах и правилах поведения. Дети активно применяют ключевые слова, связанные с опорными образами, проявляют определенную степень осознанности в своих высказываниях. В результате, дети имеют первичные навыки положительного восприятия гармоничных детско-родительских отношений (опорный образ «Цветок моей будущей семьи»). Большинство из них способны самостоятельно осуществлять перенос свойств и качеств опорного образа на качества личности человека, сферу его взаимоотношений и процессов жизнедеятельности.

      С целью диагностики уровня сформированности у детей опорных образов, были проведены диагностические групповые и индивидуальные беседы, игры, упражнения с детьми. В результате выявлено, что у 37,5% детей – уровень сформированности опорных образов выше среднего, 43,7% – средний уровень сформированности опорных образов, 18,75% – ниже среднего. Необходимо отметить, что дети, имеющие уровень сформированности опорных образов ниже среднего, имеют тяжелые интеллектуальные, психические и физические нарушения.

      Кроме того, были проведены беседы по аналогичным темам с использованием наглядных пособий с детьми, в образовательный процесс которых не были включены занятия по формированию опорных образов. Была выявлена значительная разница в восприятии детьми причинно-следственных связей окружающего мира, их способности анализировать и обобщать информацию, устанавливать новые логические связи, самостоятельно осуществлять перенос свойств опорных образов Нормы на человека и процессы его жизнедеятельности.

      Необходимо отметить, что результаты работы по проекту «Единство» обобщены и представлены в форме видеоматериалов: DVD-диск «Мир глазами ребенка» и DVD-диск «Циклы бесед с детьми с применением опорных образов Нормы»), которые являются уникальным пособием для всех субъектов взаимодействия (дети, педагоги, родители (биологические замещающие). В результате просмотра видеозаписей бесед отмечается повышенная степень рефлексии, как у педагогов, так и у родителей. При просмотре видеоуроков (занятий) в группах для детей отмечается заинтересованность в изучаемом материале, самостоятельное установление логических связей и снижение психологического дискомфорта. С целью закрепления полученного материала и облегчения адаптационного процесса в семье, видеозаписи уроков передаются детям и их замещающим родителям в личное пользование.

      Работа с педагогическим коллективом была представлена следующими компонентами:

      -                    Организация и проведение образовательных семинаров, мастер-классов и тренингов (обучающих курсов) по программе «Профилактика синдрома социального сиротства у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством гармонизации образа детско-родительских отношений». Активными участниками данной работы выступили ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 3», ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 5», ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 6», ГКОУ СО «Малоистокский детский дом».

      -                    Сопровождение педагогов в процессе проведения учебных занятий (методическая поддержка, предоставление наглядных пособий и раздаточных материалов). При этом активное участие автора концепции способствовало снятию эмоционального напряжения у педагогов, созданию комфортной атмосферы при проведении занятий, профилактике профессиональной деформации и формированию необходимых педагогических норм.

      -                    Индивидуальная работа (консультации), направленная на более глубокое осознание ключевых моментов проекта «Единство» и качественную подготовку для самостоятельного проведения занятий.

      -                    Просмотр и анализ видеозаписей бесед с детьми для понимания, конкретизации действий педагога по установлению резонанса в его положительном проявлении в процессе взаимодействия «педагог – ребенок».

      Реализация ВТВ в работе с педагогическим коллективом способствовала росту профессиональной компетентности педагогов, осознанию действия принципа резонанса как механизма и условий совершенствования системы отношений «взрослый – ребенок». Педагоги отметили, что повысилась эффективность проведения занятий, снизился уровень конфликтности внутри группы, у субъектов появилась возможность самодиагностики и самокоррекции на визуальной основе.

      С целью гармонизации образа межличностных отношений у детей с родителями (приемными или биологическими) и создания условий для успешной социальной адаптации семьи использование ВТВ было включено в программу «Школа приемных родителей». Основным и немаловажным преимуществом данной работы с опорными образами Нормы явилось устранение мифических представлений о приемном родительстве у потенциальных родителей, формирование опосредованного поведения и создание позитивного настроя для развития благоприятных отношений с приемным ребенком. А также получение родителем универсального педагогического инструментария, с помощью которого становится возможным коррекция на визуальной основе у детей понятий «Нормы» и «Не нормы» в межличностных, в т.ч. семейных отношениях, не усугубляя их психологических травм.

      Необходимо отметить, что в результате использования включения в работу ВТВ увеличился охват детей семейными формами устройства (2012г. – 8 человек, 2013г. – 17 человек). Совершенствование педагогической работы посредством использования ВТВ позволили представить имеющийся опыт на образовательном семинаре руководителям и специалистам следующих учреждений:

      -                    ГБОУ СПО СОМЭПК «Детский дом-школа»,

      -                    ГКОУ СО «Березовский детский дом»,

      -                    ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 3»,

      -                    ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 6»,

      -                    ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 7»,

      -                    ГКОУ СО «Первоуральский детский дом № 1».

      Результаты семинара подтверждают актуальность использования ВТВ в образовательно-воспитательном процессе. В связи с чем, были получены положительные отзывы и сформированы заявки с целью внедрения ВТВ в рамках сотрудничества с АНО «Единство».

      На основании вышеизложенного, необходимо отметить, что использование в работе системы опорных образов Нормы оказывает положительное влияние на развитие психических процессов у детей. Создаются условия для возникновения соподчинения мотивов: преобладание обдуманных действий над импульсивными, поведение ребенка опосредуется определенными представлениями, правилами (произвольность поведения). Таким образом, использование ВТВ в процессе гармонизации образа межличностных отношений у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в. т.ч. с ограниченными возможностями здоровья), доказывает свою эффективность и актуальность в создания благоприятных условий гармоничного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


      Назад к списку Следующая статья
      • О нас
      • Новости
      • Преподаватели
      • Отзывы
      • Документы
      • Публикации и доклады
      • Издания
      • Ресурсные центры
      • Статьи
      • Партнеры
      • Проекты
      Понравилась статья?
      Подпишитесь на нашу рассылку и будьте в курсе
      Подписаться
      Облако тегов
      обучение подготовка к школе развитие раннее развитие
      Это интересно
      • Азбука ценностей
      • Игровой кейс цветок отношений
      • ОПОРНЫЙ ОБРАЗ НОРМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ
      • ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ КАК ОСНОВА ФИНАНСОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
      • АКТУАЛЬНОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ ВОЛНОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
      • ВОЛНОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ АПРОБАЦИИ ВФСК В ДОУ.
      • ПРИМЕНЕНИЕ ВОЛНОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ
      • ОПОРНЫЙ ОБРАЗ НОРМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА ЭТАПАХ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
      • ЕДИНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОНСТАНТА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
      • РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЛНОВОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ НА УРАЛЕ
      • ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
      Учебный центр
      О нас
      Новости
      Отзывы
      Публикации и доклады
      Издания
      Разработки
      Статьи
      Партнеры
      Проекты
      Программы
      Для детских садов
      Для школ
      Мероприятия
      +7 (912) 03-65-473
      Заказать звонок
      620014 ул. Попова 7 а/я 38
      finedukation@unity1.ru
      Спасибо!
      Страница управления подпиской
      © 2025 ЛИЦЕНЗИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ №20493 от 05.04.2021 года выдана Министерством образования и молодежной политики Свердловской области

      Все материалы сайта АНО «Единство» защищены авторским правом (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.