Е.А. Данилкина, И.А. Пальгуева,
В рамках данной статьи представлен опыт успешного сотрудничества ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 5», организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и автономной некоммерческой организации содействия образованию и воспитанию «Единство», внедряющей Волновые технологии воспитания.
Согласно рекомендации Министерства общего и профессионального образования Свердловской области ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 5» в 2012 году стал базовой площадкой для реализации инновационного проекта «Единство», основанного на Волновой концепции воспитания, где образовательный процесс и межличностные отношения рассматриваются на основе представлений о единой волновой природе мира, человека и его всестороннего здоровья (физического, психологического, духовно-нравственного).
Волновые технологии воспитания (далее – ВТВ) представляют собойсовокупность универсальных методов, приемов, способов, средств, алгоритмов деятельности педагогов, которые основаны на резонансе (единстве, гармонии) цвета, формы и звука. ВТВ – это технологии, которые позволяют с помощью системы природосообразных, общепризнанных, универсальных гармоничных опорных образов Нормы (спектр радуги, семя, цветок, древо и т.д.) визуализировать у субъектов образовательного процесса абстрактные понятия о базовых духовно-нравственных ценностях, формировать единые нормы и правила поведения.
Использование опорного образа Нормы в процессе педагогического взаимодействия взрослого и ребенка позволяет раскрывать причинно-следственный, духовно-нравственный и психолого-педагогический аспекты природных явлений, процессов жизнедеятельности и состояний человека. ВТВ, реализуя энерго- и здоровьесберегающий принципы способствуют формированию морально-этических норм, правил поведения воспитанников, гармонизации психоэмоционального состояния детей вне зависимости от уровня их физического и интеллектуального развития.
Универсальность ВТВ позволяет осуществлять работу одновременно с тремя субъектами образования: ребенок, педагог, родители (приемные или биологические), формируя у них систему единых ценностей. В связи с этим, реализуются следующие направления:
- работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, имеющими ограниченные возможности здоровья,
- работа с педагогическим коллективом (воспитатели и педагог-психолог),
- работа с кандидатами в замещающие родители.
Организация работы с детьми предполагала включение в образовательный процесс занятий, тематических бесед, игр и упражнений, основанных на системе опорных образов Нормы. Необходимо отметить, что до начала апробации ВТВ (ноябрь 2012 г.) в результате целенаправленных бесед с детьми было выявлено, что у воспитанников детского дома не сформированы ясные представления о семье, межличностных отношения и базовых ценностях. В связи с этим профилактика синдрома социального сиротства оказалась актуальной. Были выбраны контрольная и экспериментальная группы (№ 3, 6 – экспериментальные, № 2, 5, 7 – контрольные), с которыми была проведена работа с использованием различных форм (групповая и индивидуальная формы работы, учебные и дополнительные занятия, кружковая деятельность) по следующим темам: Опорный образ «Цветовой спектр радуги», Опорный образ «Семя», Опорный образ «Цветок», Опорный образ «Древо» (Древо денежной системы РФ»), Опорный образ «Созревание», Опорный образ «Радужные соты», Опорный образ «Дом – полная чаша», Опорный образ «Жизненный путь Человека – мой путь Мастера». Для наиболее эффективного усвоения материала в работе с детьми были использованы цветовая видеогармонизация, раскраски, рисунки, аппликации, моделирование с тканевыми лоскутами, дидактические игры «Спектральная мозаика» и «Созревание». Результат совместной работы с детьми представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Выполнение образовательной программы в группах*
* Примечание: синим цветом выделены контрольные группы (группы № 2, 5, 7), розовым – отмечены экспериментальные группы (группы № 3, 6)
Необходимо отметить наличие положительной динамики у детей экспериментальной группы, их заинтересованность, желание заниматься и положительный эмоциональный отклик. В результате проведенной работы у детей были сформированы и визуализированы представления о морально-этических нормах и правилах поведения. Дети активно применяют ключевые слова, связанные с опорными образами, проявляют определенную степень осознанности в своих высказываниях. В результате, дети имеют первичные навыки положительного восприятия гармоничных детско-родительских отношений (опорный образ «Цветок моей будущей семьи»). Большинство из них способны самостоятельно осуществлять перенос свойств и качеств опорного образа на качества личности человека, сферу его взаимоотношений и процессов жизнедеятельности.
С целью диагностики уровня сформированности у детей опорных образов, были проведены диагностические групповые и индивидуальные беседы, игры, упражнения с детьми. В результате выявлено, что у 37,5% детей – уровень сформированности опорных образов выше среднего, 43,7% – средний уровень сформированности опорных образов, 18,75% – ниже среднего. Необходимо отметить, что дети, имеющие уровень сформированности опорных образов ниже среднего, имеют тяжелые интеллектуальные, психические и физические нарушения.
Кроме того, были проведены беседы по аналогичным темам с использованием наглядных пособий с детьми, в образовательный процесс которых не были включены занятия по формированию опорных образов. Была выявлена значительная разница в восприятии детьми причинно-следственных связей окружающего мира, их способности анализировать и обобщать информацию, устанавливать новые логические связи, самостоятельно осуществлять перенос свойств опорных образов Нормы на человека и процессы его жизнедеятельности.
Необходимо отметить, что результаты работы по проекту «Единство» обобщены и представлены в форме видеоматериалов: DVD-диск «Мир глазами ребенка» и DVD-диск «Циклы бесед с детьми с применением опорных образов Нормы»), которые являются уникальным пособием для всех субъектов взаимодействия (дети, педагоги, родители (биологические замещающие). В результате просмотра видеозаписей бесед отмечается повышенная степень рефлексии, как у педагогов, так и у родителей. При просмотре видеоуроков (занятий) в группах для детей отмечается заинтересованность в изучаемом материале, самостоятельное установление логических связей и снижение психологического дискомфорта. С целью закрепления полученного материала и облегчения адаптационного процесса в семье, видеозаписи уроков передаются детям и их замещающим родителям в личное пользование.
Работа с педагогическим коллективом была представлена следующими компонентами:
- Организация и проведение образовательных семинаров, мастер-классов и тренингов (обучающих курсов) по программе «Профилактика синдрома социального сиротства у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством гармонизации образа детско-родительских отношений». Активными участниками данной работы выступили ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 3», ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 5», ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 6», ГКОУ СО «Малоистокский детский дом».
- Сопровождение педагогов в процессе проведения учебных занятий (методическая поддержка, предоставление наглядных пособий и раздаточных материалов). При этом активное участие автора концепции способствовало снятию эмоционального напряжения у педагогов, созданию комфортной атмосферы при проведении занятий, профилактике профессиональной деформации и формированию необходимых педагогических норм.
- Индивидуальная работа (консультации), направленная на более глубокое осознание ключевых моментов проекта «Единство» и качественную подготовку для самостоятельного проведения занятий.
- Просмотр и анализ видеозаписей бесед с детьми для понимания, конкретизации действий педагога по установлению резонанса в его положительном проявлении в процессе взаимодействия «педагог – ребенок».
Реализация ВТВ в работе с педагогическим коллективом способствовала росту профессиональной компетентности педагогов, осознанию действия принципа резонанса как механизма и условий совершенствования системы отношений «взрослый – ребенок». Педагоги отметили, что повысилась эффективность проведения занятий, снизился уровень конфликтности внутри группы, у субъектов появилась возможность самодиагностики и самокоррекции на визуальной основе.
С целью гармонизации образа межличностных отношений у детей с родителями (приемными или биологическими) и создания условий для успешной социальной адаптации семьи использование ВТВ было включено в программу «Школа приемных родителей». Основным и немаловажным преимуществом данной работы с опорными образами Нормы явилось устранение мифических представлений о приемном родительстве у потенциальных родителей, формирование опосредованного поведения и создание позитивного настроя для развития благоприятных отношений с приемным ребенком. А также получение родителем универсального педагогического инструментария, с помощью которого становится возможным коррекция на визуальной основе у детей понятий «Нормы» и «Не нормы» в межличностных, в т.ч. семейных отношениях, не усугубляя их психологических травм.
Необходимо отметить, что в результате использования включения в работу ВТВ увеличился охват детей семейными формами устройства (2012г. – 8 человек, 2013г. – 17 человек). Совершенствование педагогической работы посредством использования ВТВ позволили представить имеющийся опыт на образовательном семинаре руководителям и специалистам следующих учреждений:
- ГБОУ СПО СОМЭПК «Детский дом-школа»,
- ГКОУ СО «Березовский детский дом»,
- ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 3»,
- ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 6»,
- ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 7»,
- ГКОУ СО «Первоуральский детский дом № 1».
Результаты семинара подтверждают актуальность использования ВТВ в образовательно-воспитательном процессе. В связи с чем, были получены положительные отзывы и сформированы заявки с целью внедрения ВТВ в рамках сотрудничества с АНО «Единство».
На основании вышеизложенного, необходимо отметить, что использование в работе системы опорных образов Нормы оказывает положительное влияние на развитие психических процессов у детей. Создаются условия для возникновения соподчинения мотивов: преобладание обдуманных действий над импульсивными, поведение ребенка опосредуется определенными представлениями, правилами (произвольность поведения). Таким образом, использование ВТВ в процессе гармонизации образа межличностных отношений у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в. т.ч. с ограниченными возможностями здоровья), доказывает свою эффективность и актуальность в создания благоприятных условий гармоничного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.