Гиндуллина И.В., Захарова О.А., Зыкова О.А.,
Малушко Н.М, Меновщикова Е.В, Филоненко А.В.,
В современных условиях развития системы образования в самых разных направлениях активизируется воспитательная функция школы. Коллектив нашего учреждения стремится к тому, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно, был вовлечен в активную деятельность вне зависимости от своих психофизических особенностей, реализовывал себя как субъект собственной жизни.
В поисках новых подходов для повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса в 2013 г. по нашей инициативе на базе школы был проведен семинар автономной некоммерческой организацией содействия образованию и воспитанию «Единство», на котором коллектив педагогов познакомился с Волновой концепцией и Волновыми технологиями воспитания (автор Кузнецова Н.А.), направленными на гармонизацию межличностных взаимодействий, психоэмоционального состояния субъектов. Инновационные подходы получили положительный отклик наших специалистов и педагогов. Предлагаемые подходы с применением системы универсальных природосообразных опорных образов Нормы (Радуга, семя, цветок, древо и т.д.), выражающих гармонию цвета, формы и звука, заинтересовали, прежде всего, возможностью визуализации детям абстрактных понятий о базовых общечеловеческих ценностях, о правилах поведения в простой, доступной для понимания ребенка форме. На педагогическом совете было принято решение на проведение апробации ВТВ в условиях нашего учреждения. В настоящее время функционирует творческая группа педагогов с целью адаптации инновационных подходов ВТВ в образовательный процесс.
Первый опыт применения инструментария ВТВ в образовательном процессе показал, что открываются новые возможности в направлении формирования интегративных подходов в самопознании обучающихся, исследовании ими окружающего мира, взаимодействия с ним, и развития коммуникативных навыков, синхронизации работы всех субъектов образовательного процесса (родитель, ребенок, педагог). А также, что не маловажно, создаются благоприятные условия в профилактики и коррекции профдеформации и профвыгорания педагога.
Универсальность, простота, выразительность, красота исполнения инструментария ВТВ (наглядные пособия, дидактические игры, сказки, беседы, раскраски, упражнения, компьютерные программы и т.д.) позволяет учитывать основные педагогические цели на каждом возрастном этапе и выделять основной акцент деятельности учителя, классного руководителя, воспитателя, которые индивидуально подходят к их использованию в конкретном классном коллективе, варьируя имеющимися педагогическими средствами.
Постоянное обращение классных руководителей и воспитателей к опорным образам Нормы, концентрация внимания ребенка на них в разных контекстах в процессе педагогического общения способствует решению педагогических задач, повышает эффективность образовательно-воспитательного процесса, повышает уровень профессионального и личностного развития педагогов, позволяет выстраивать взаимодействие между субъектами на здоровьесберегающих принципах. Далее приведем несколько примеров совместной работы педагогов и автора Волновых технологий воспитания, направленной на адаптацию инновационных подходов к условиям нашего учреждения.