Экологическая картина мира: закономерности формирования представлений в период детства
Учебно-методическое пособие с позиций волнового подхода дает определение и модель Экологической картины мира, теоретико-методологические основы педагогического мониторинга, личностно - ориентированной системы изучения природы, основанных на понимании триадности Мира и человека: Дух – душа – тело. Разработано содержание и структура модели Экологической картины мира, закономерности ее формирования у дошкольников и младших школьников в процессе познавательной деятельности. Система знаний о природе и система способов ее изучения определены с учетом необходимости освоения современными детьми закономерностей построения гармоничных денежных отношений, когда деньги вступают в качестве инструмента преобразования человека и Мира. Для эффективного формирования у обучающихся субъективной Экологической картины мира, основанной на парадоксальной логике и на духовно-нравственных принципах, предложен инновационный метод Кузнецовой Н.А. визуализации абстрактных понятий и система опорных образов Нормы.
Предлагаемые подходы позволяют рассматривать экологическое образование, ситуации взаимодействия его субъектов с позиций резонанса. Для развития навыка осознанного установления резонанса в отношениях как красоты, связи, единства представлены циклы бесед с детьми, а также практическая работа с произведением «Сказание о Любви», где на примере цикла жизни дерева показан алгоритм визуализации абстрактных понятий базовых общечеловеческих ценностей (уважение, любовь, согласие, единство и проч.) при формировании Экологической картины мира и установлении гармоничного единства системы «Человек – человек», «Человек – Вселенная».
Формирование с помощью гармоничных природных объектов и явлений визуальных образов духовно-нравственных норм, правил, установок взаимодействия снижает, нейтрализует и ведет профилактику разрушительных последствий резонанса личностных деструкций субъектов в виде разрыва связей в отношениях (в том числе в денежных), которые проявляются несформированностью Экологической картины мира. Становится возможным, оперируя парадоксальной (непротиворечивой) логикой, восстановить на духовно-нравственной основе нарушенные межсубъектные связи, обеспечить восполнение энергетического ресурса и прирост жизненных сил; повысить степень согласованности действий всех субъектов на принципах и закономерностях формирования представлений Экологической картины мира, ее непротиворечивости и парадоксальности.
Книга адресована бакалаврам, магистрам, педагогам и студентам Института педагогики и психологии детства, а также всем, интересующимся вопросами экологической педагогики и экологического образования.