Волновая концепция воспитания
«Волновой» подход в учебно-воспитательном процессе
Любое природное явление в окружающем нас мире имеет множество характеристик и признаков, но есть одна общая для всех - волна. Волновые процессы чрезвычайно широко распространены в окружающем мире. Различны причины, вызывающие волновые движения. Но, подобно колебаниям, все виды волн описываются количественно одинаковыми или почти одинаковыми законами. Многие трудные для понимания вопросы становятся более ясными, если сравнивать различные волновые явления. Волновой процесс - это процесс переноса энергии без переноса вещества. Волна - это колебания, распространяющиеся в пространстве с течением времени. Каждый из нас наблюдал, как от камня, брошенного на гладкую поверхность пруда, кругами расходятся волны. Однако при наблюдении этих явлений не все задумывались, что звук всплеска воды доносится до нашего уха волнами в том воздухе, которым мы дышим, что свет, с помощью которого мы зрительно воспринимаем окружающее, тоже представляет собой волновое движение [15]. Но именно вода дает человеку доступный для восприятия первоначальный (опорный) образ волны.
Фалес, основатель милетской школы (в 6 в. до н.э.), считал, что вода есть материальная основа всех вещей. Ницше подчеркнул, что в этом высказывании содержится предположение о возможности понять мир на основе одного исходного принципа. Гейзенберг В. писал о том, что: «В наших представлениях мир раскрывается как бесконечное многообразие вещей и событий, цветов и звуков. Но, чтобы его понять, необходимо установить определенный порядок. Порядок означает выяснение того, что тождественно. Он означает единство. На основании этого возникает убеждение, что должен существовать единый принцип, но в то же время возникает трудность, каким путем вывести из него бесконечное многообразие вещей»[1]. Очевидно, что проблема объяснения множества через единое была весьма актуальна на протяжении тысячелетий. Актуальна она и для современного учебно-воспитательного процесса. Квантовая физика способна помочь в решении этой задачи. Результаты ее исследований, экспериментально доказанные, могут и должны найти свое отражение в формировании подходов в учебно-воспитательном процессе, реализуя в нём единый принцип, единый подход.
Благодаря волнам различного происхождения, их движению, их характеристикам мы видим мир в таком многообразии. Следовательно, можно утверждать и обратное: через изучение волновых процессов человек может осознать единство этого многообразия окружающего мира. А это означает возможность формирования интегративных подходов к исследованию окружающего мира и своего взаимодействия с ним, изучения Жизни в современных условиях «на стыке» наук. Успешные результаты исследований в физике различных видов волновых процессов, недвусмысленно подсказывают о возможности и необходимости исследования воспитательного процесса на основе универсального «волнового» подхода. Понимая волновую природу окружающего нас мира, возможно и необходимо рассматривать построение живой системы отношений человека как волновой энергоинформационный процесс. В русском языке понятия волна и волнение, как внутренняя работа человека, взаимосвязаны. Волнение осознанно или неосознанно присутствует в отношениях, придавая им определенную структуру и оттенок. Возникает вопрос, как научиться волноваться не возбуждая, не разрушая окружающий мир, себя и свою систему отношений, но и не уходя при этом на полюс опасного равнодушия?
Описание библейского сюжета Тайной вечери является ярким примером воспитательного процесса, как передачи живого знания, как устойчивого информационно-волнового процесса, который продолжает своё развитие уже более двух тысяч лет. На сегодня волновой подход реализуется в различных жизненных аспектах: Волновая теория света, Волновая теория Элиота, Волновой геном (Гаряев), волновая (биорезонансная) терапия и т. д.