Знакомим ребенка с денежными отношениями
Уважаемые родители и педагоги!
Денежные отношения затрагивают практически все аспекты жизнедеятельности современного человека. При этом нередко имеют место непонимание ребенка, его потребительское отношение к родителям, межпоколенные конфликты на финансовой почве. К сожалению, довольно часто взрослые не располагают достаточным уровнем компетентности для формирования у ребенка норм и правил поведения, затрагивающих сферу взаимоотношений, денежных в частности. Так, например, проведенный опрос показал, что практически ни один (!) из респондентов (взрослых и подростков) не может без предварительного подсчета назвать точное количество монет и купюр денежной системы своей страны. Для многих людей представления о ней носят в достаточно высокой степени абстрактный характер.
Также на формировании адекватных установок и моделей финансового поведения неблагоприятно сказывается наличие мифов, неосознанных, негативных установок в отношении денег, передаваемых из поколения в поколение. Кроме того, практика показывает, что детям бывает трудно воспринять абстрактные понятия, идеи при знакомстве с морально- этическими нормами, правилами и моделями поведения. Все это приводит к искажениям и противоречиям в понимании ребенком сущности денежных отношений, духовно-нравственной дезориентации и потере ценностных ориентиров.
В связи с этим в первом и втором разделе пособия предлагается работа по знакомству детей с денежными отношениями и денежной системой РФ с применением инновационного метода визуализации абстрактных понятий. С помощью гармоничных природных образов у детей формируются позитивные, доступные для понимания зрительные образы таких важных понятий, как сфера отношений, норма и не норма отношений, денежные отношения, порядок, дружба, взаимопонимание, согласие, единство.
Использование визуальных образов, помогающих ребенку увидеть невидимое: абстрактные понятия, явления, процессы, состояния, взаимосвязи – особенно актуально при освоении детьми коммуникативных навыков построения гармоничных межличностных отношений. Не является исключением и сфера денежных отношений, где особенно часто идеи взаимопонимания, взаимопомощи, согласия и единства доходят до уровня полной непредставимости, т.е. полной абстракции.
Важно, что работа с предлагаемым материалом позволяет уже с дошкольного возраста давать первоначальные, упорядоченные представления о деньгах, денежной системе РФ и денежных отношениях, особо акцентируя внимание на воспитании у детей предпосылок духовно- нравственных качеств (доброта, любовь, уважение, забота, альтруизм, взаимопомощь, трудолюбие, честность, ответственность, милосердие, чувство собственного достоинства и т.д.).