В учебно-методическом пособии «Волновые технологии воспитания» предлагается информационно-методическое обеспечение технологий педагогического взаимодействия с детьми дошкольного возраста и обучающимися в профессиональном образовательном учреждении из числа детей-сирот, на основе Волновой концепции воспитания (далее – ВКВ), обеспечивающей повышение уровня эффективности образовательно-воспитательного процесса.
На всех исторических этапах развития общества одной из основных педагогических задач являлось обращение подрастающего поколения к ценности духовно-нравственных отношений, посредством концентрации его внимания (его настройки) на образы красоты, гармонии, единства, выраженные в природе, культуре, науке, искусстве; и сонастройки с национальными идеалами соответствующего исторического периода.
С позиций современных исследований процесс настройки и сонастройки предполагает наличие энергоинформационного волнового взаимодействия (обмена) между субъектами, на разных уровнях его осознания и всегда выступает в качестве необходимого условия воспитания и развития здоровой, духовно-нравственной личности. Его результаты проявляются степенью согласованности индивидуальных (личных) норм человека с социальными, духовно-нравственными нормами и правилами поведения, которые имеют единую многоуровневую волновую природу, благодаря чему, собственно, и возможно согласование (сонастройка) этих норм.
Механизм согласования индивидуальных и социальных норм в образовательно-воспитательном процессе лежит в основе процесса реализации принципов гуманизации, природосообразности, культуросообразности. Ретроспективный анализ истории гуманистической педагогики показывает, что этот механизм использовался в педагогической практике во все времена (с разной степенью полноты, осознанности и успеха), задолго до официального научного подтверждения волновой природы мира, человека, процессов его жизнедеятельности и норм, регулирующих эти процессы. Уровень владения этим механизмом сонастройки определял и определяет компетентность и эффективность профессиональной деятельности педагога.
В настоящее время, когда мир «живет в сломанных пространствах -политических, экономических, культурных, по-разному воспринимаемых разными людьми, разные поколения которых практически находятся в острой ситуации, в разных пространственно-временных рамках миропонимания» [68], в обществе возникла объективная потребность и возможность структурировать опыт педагогической практики в новых аспектах, с учетом достижений научного знания о единой волновой энергоинформационной природе мира, человека, его процессов жизнедеятельности, включая сферу отношений.
Методическое пособие с учетом современных достижений в области физики волновых процессов, медицины, физиологии, психологии, психофизиологии, социологии, экономики, культуры и искусства, а также с учетом положительного исторического педагогического опыта раскрывает с позиций ВКВ новые возможности образовательно-воспитательного процесса:
предлагает информационно-методическое обеспечение педагогического взаимодействия на принципе резонанса в его созидательном значении при построении субъект – субъектного типа отношений, в частности, метод визуализации абстрактных понятий (автор Кузнецова Н.А.).
рассматривает процесс саморазвития и самосовершенствования личности как многоуровневый процесс резонансного согласования индивидуальных норм субъекта с социальными духовно-нравственными нормами;
углубляет представления о понятиях «Норма», «Педагогическая норма», «Субъект – субъектные отношения», «Критерии профессиональной компетентности педагога», «Профдеформация и профвыгорание», «Стиль педагогического взаимодействия», «Визуализация абстрактных понятий о базовых духовно-нравственных ценностях»;
показывает явление резонанса в его положительном проявлении как механизм (педагогическую ценность, условие, инструмент) воспитания законопослушной, миролюбивой, разносторонне развитой, гармоничной личности и формирования субъект – субъектного типа отношений.
Значение пособия заключается в определении действий родителей, педагогов и обучающихся на основе инструментария Волновых технологий воспитания при запуске механизма согласования индивидуальных и социальных норм на духовно – нравственных принципах и морально-этических нормах и правилах взаимодействия.
В данном пособии с учетом возрастных и индивидуальных социально – психологических особенностей детей разного возраста, в т.ч. обучающихся, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все ситуации взаимодействия субъектов рассматриваются как волновой энергоинформационный процесс с позиций резонанса.
Это позволяет снизить, нейтрализовать, вести профилактику на разных уровнях индивидуального и общественного сознания спонтанных, разрушительных последствий резонанса личностных деструкций субъектов (педагог, обучающийся), который проявляется в виде разрыва связей в отношениях (противоречия, конфликты, профдеформации, профвыгорание, снижение личной мотивации, психосоматические расстройства, различные формы зависимых состояний). А затем, осознанно используя навык установлении резонанса в его положительном значении (как увеличение блага: красоты, связи, подобия, единства), восстановить на духовно-нравственной основе нарушенные межсубъектные связи, обеспечить восполнение энергетического ресурса и прирост жизненных сил; повысить степень синхронизации, согласованности действий, единства всех субъектов как на внутрисемейном, так и на социальном уровнях на здоровьесберегающих и здоровьеформирующих принципах.