Цветовая видеогармонизация
27 июля 2019 18:16
| Издания
Восприятие цвета сугубо индивидуально, впрочем, как и любое другое ощущение, полученное с помощью органов чувств. Установлено, что цвет (волна) обращается к психике, а не к логике человека. Как считают психологи, восприятие цвета на 80% зависит от состояния нервной системы и лишь на 20% — от зрения. Ощущение цвета напрямую связано с эмоциональным состоянием человека. Именно этим объясняется тот факт, что в зависимости от типа нервной системы, темперамента, эмоционального состояния люди любят одни цвета, равнодушны ко вторым и не приемлют третьи.
Под воздействием цветовых ощущений в подсознании человека формируется набор понятий, вызывающих определенные реакции в его поведении. Эти закономерности, открытые швейцарским ученым М. Люшером в середине прошлого века, получили название цветового типа поведения. Люшер исходил из того, что на протяжении веков разные цвета создавали в сознании человека ощущения, которые закреплялись в определенных архетипах. Он установил, что цвет в значительной степени формирует эмоции человека. Действие цветов на настроение отмечал еще И. В. Гете.
Современные исследования показали, что свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма, что в разных цветовых средах человеку «думается» по-разному: цветовое воздействие может либо препятствовать, либо способствовать решению жизненных задач. «Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса ЦНС. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития, и по аналогии с явлением авитаминоза, имеет смысл говорить о “цветовой депривации”, которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно-психической деятельности ребенка» (Демидов В. Е., 1987).
Внутренняя работа человека, его взаимодействия, как и цвет, имеют волновую природу, определенный энергоинформационный рисунок. Цветовые предпочтения, ассоциации, цветовая память могут существенно влиять на их качество, уровень и даже становиться «ловушкой». Швейцарский художник, крупнейший исследователь цвета в искусстве и один из ведущих преподавателей И. Иттен писал: «Для воспитания вообще и художественного воспитания в частности, знание субъективных цветовых предпочтений имеет большое значение. Субъективные цветовые предпочтения открывают путь к познанию индивидуальных особенностей мышления, чувств, поведения ученика. Помочь найти присущее только ему тяготение к тому или иному цвету или форме, значит, помочь ему открыть самого себя. … Внутренний склад человека, его внутренняя структура отражаются в его персональном цветовосприятии» [22]. Цветотерапия – один из старейших методов лечения, известных человечеству, не имеющий противопоказаний. Цветом лечили в древнем Египте, Китае, Индии, Персии. В цветотерапии по принципу резонанса клетке «предлагается» здоровая вибрация. [45]
В авторской компьютерной программе «Цветовая видеогармонизация» (DVD диск) с применением природных образов Нормы (спектр радуги, семя, цветок, сфера, соты, созревание) используется такой же механизм оздоравливающего воздействия гармоничных цветоформ. Применение данной программы позволяет повысить эффективность работы по методу Кузнецовой Н.А. визуализации абстрактных понятий, помогает человеку (взрослому и ребенку) понять свои цветовые предпочтения, тоньше ощутить свой внутренний мир, процессы, происходящие в нем.
Цветовая видеогармонизация проявляет принцип резонансного согласования, красоты, единства цвета, звука, формы и основана на:
интегративных свойствах спектра радуги (визуализация плавного, цикличного, непрерывного движения как перехода одного цвета в другой)
психолого-педагогическом аспекте спектра радуги (визуализация морально-этических норм и правил поведения)
духовно-нравственном аспекте спектра радуги (визуализация базовых духовно-нравственных ценностей: порядок, красота, гармония, связь, единство)
системе гармоничных природных образов, несущих идею единства и гармонии: волна, радуга, сотовая структура, сфера, цветок, звезда и т. д.
парадоксе, единстве базовых категорий Волновой модели воспитания: Итог и Начало, Единое и Часть, Центр и Периферия.
Цветовая видеогармонизация эффективно дополняет работу по резонансному согласованию (посредством постепенной, поэтапной сонастройки в процессе любования) индивидуальных норм субъекта с социальными духовно-нравственными нормами и правилами, формированию позитивного мышления. В сознании человека проявляется образ (представление) нормы как динамичной, устойчивой информационно-волновой записи, вибрации Красоты, Гармонии, Жизни, способствующей укреплению физического и духовного иммунитета.
Цветовая видеогармонизация осуществляется через наблюдение за цикличным, ритмичным, непрерывным цветопереходом в последовательности, соответствующей порядку цветового спектра, что позволяет учитывать цветовые предпочтения всех субъектов. Наблюдение за плавным движением на экране телевизора (компьютера) симметричных цветовых волн на всем диапазоне цветового спектра радуги, а также симметричных графических форм способствует развитию тонко чувственного восприятия, улучшению различения цветов, гармонизации работы левого и правого полушарий головного мозга, улучшению психосоматического состояния. Снимается усталость глаз, устанавливается внутренняя тишина, как результат эстетического наслаждения, повышается настроение, работоспособность, развивается гибкость и психическая устойчивость, навыки саморегуляции.
На первых этапах сеанс видеогармонизации предлагается проводить в полной тишине (без музыкального сопровождения), чтобы максимально сконцентрировать внимание на внутренних ощущениях, вызванных плавным цветопереходом, движением цветовых волн; на работе зрительного анализатора, на процессе цветоразличения, «всматривания» в неуловимый, плавный переход одного цвета в другой (плавный переход с одной длины волны на другую длину волны). На последующих этапах цветовая видеогармонизация проводится со звуковым сопровождением, что позволяет тоньше ощутить единую волновую природу цвета и звука и создать благоприятные условия для синхронизации работы слухоречевого и зрительного каналов восприятия человека. В дошкольном образовательном учреждении для детей возможно проведение релаксационной паузы «Радужная минутка»